11.04.2008

Вторичный рынок самолетов бизнес-авиации: динамика и перспективы

Вторичный рынок самолетов бизнес-авиации: динамика и перспективы
Необходимо заметить, что цены на бизнес-джеты со временем продолжают расти, что идет на руки дилерам. Спрос растет на популярные модели, которые реже стали появляться в продаже.

Благоприятные времена бизнес-авиации

По данным за 2007 г. известно, что бизнес–авиация находится на пике своей активности, достигая рекордных показателей по объему продаж и активности покупателей. Отметим несколько причин, которые способствуют этому росту:

1. Мировой рост экономики и ВВП, высокие цены на нефть и газ.
2. Повышение спроса на долларовые инвестиции, в связи с их дешевизной из-за падения курса доллара. Принимая во внимание, что большинство сделок осуществляются в долларовой валюте.
3. Увеличение глобализации и интеграции бизнеса. Налаживание производства в развивающиеся страны.

Большой спрос на бизнес-самолеты выстраивает очередь, в ожидании которой проходит 2-3 года, это увеличивает привлекательность вторичного рынка, где просто не бывает очередей. Производители бизнес-джетов стимулируют вторичный рынок программой «трейд-ин» и всячески улучшают сеть технического обслуживания.

Рекордные цены

На вторичном рынке бизнес-джетов наблюдается характер циклического развития. По анализу независимого источника – Aircraft Bluebook Price Digest, период общего спада в деловой авиации практически полностью совпадает с ценовым минимумом на все классы. Началом отсчета был выбран 2000-й год, и здесь наблюдается общий спад, это вызвано как снижением спроса на воздушные суда, так и увеличением количества продаж. Дальнемагистральные и большие бизнес-джеты из-за своей стоимости и уровня эксплуатационных расходов, заняли низшую нишу в этот период.

Улучшение ситуации на рынке бизнес-джетов наблюдается с 2004 года. С этого периода идет положительная равномерная динамика развития. Лидерство прослеживается на большие дальнемагистральные бизнес-джеты к третьему кварталу 2007 г., их цены примерно равны начальной стоимости судов в момент выпуска, составляя разницу в 0,7—1,5%.

По итогам 2007 г. на первом месте рынка предстали дальнемагистральные модели Gulfstream V и Global Express, их цена превысила 40 млн. долларов США. По данным Aircraft Bluebook Price Digest наблюдается интересная ситуация: стоимость G550 более позднего года выпуска равна примерно 58 млн., в то время, как новая модель того же самолета стоит около 47,5 млн. По тем же данным шестилетний Gulfstream IV и IV-SP стоит в пределах 30,5 млн., а Challenger 604 в пределах 23 млн., тем самым подчеркивая спрос на модели большого класса. Среди моделей среднего ряда в 2007 г. единственная представленная на рынке оказалась Challenger 300. Его стоимость составила более 24 млн. долларов, в то время как заводская равна 19,98 млн.

В сегменте легких бизнес-джетов наблюдается завышенная оценка на самолеты по сравнению с их заводской стоимостью. Так наиболее распространенные модели Cessna Citation – CJ2 и CJ3 в конце 2007 г. выросли в цене до 4,7 и 6,5 млн. долларов.

Спрос и предложение

В последнее время на рынке бизнес-джетов заметно вырос спрос, в то время как количество выставленных на продажу самолетов ощутимо анизилось. Активность покупателей позволяет дилерам зарабатывать неплохие деньги. По данным JetNet, объем продаж в 2001 г. составлял 17,1%, а в середину 2007 г. только 11,3%. Длительные очереди на поставку новых самолетов также сказываются на росте цен. Популярные модели выпускаются реже, тем самым, взвинчивая цены вверх.

Тонкий баланс

По оценкам аналитиков Air International News считается, что цены на вторичном авиационном рынке в настоящее время достигли пика, либо очень близки к нему. Очевидно с большой вероятностью, что в линейке больших и дальнемагистральных бизнес-джетов роста цен больше не будет. Но дать гарантию, сколько время столь высокие цены смогут продержаться на вторичном рынке, вряд ли кто-то сможет.

Так понижающим фактором для цен на вторичном рынке бизнес-авиации может стать падение доллара и трудности в экономике США. Это должно снизить спрос, и увеличить количество продаж. Но высокие цены на нефть и низкий доллар развивают новые рынки – России, Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и Индии. Все это и компенсирует небольшого снижения спроса в США. Очевидно, что сейчас рынок находится в равновесии, и только время покажет какие, будут перемены.