14.05.2008

Бизнес авиация: авиаброкеры в России

Бизнес авиация: авиаброкеры в России
По русской привычке люди относятся с большим недоверием к любому посреднику. Однако стоит заметить, что для этого есть определенные причины. Соответственно может возникнуть закономерный вопрос: «А стоит ли относиться с таким недоверием к чартерным брокерам?» Определенно точно дать на этот вопрос ответ очень трудно. Можно выразиться так – некоторым стоит доверять, но не всем. Остается надеяться, что тех к кому нужно относиться с недоверием в скором будущем станет гораздо меньше.

Однако какая роль принадлежит «чистым брокерам» на рынке чартерных рейсов бизнес класса? Они не имеют своего парка летательной техники. Но они обладают полезной информацией. А именно: вопросы, которые касаются аренды самолетов между авиакомпаниями, цены за эти услуги. Брокеры имеют личную базу клиентов, которые, которые готовы заплатить за эту информацию. Основная их функция – функция посредника, который крайне необходим, потому, что не каждый клиент согласится на сбор нужной информации, тратя при этом много времени, если не имеет достаточно много опыта в этой сфере.

Но то, что было актуально еще несколько лет назад, теперь обрело совсем другой облик. С того времени, как появился Интернет информация, добываемая брокерами, стала гораздо доступнее. Теперь появилось множество сервисов, которые позволяют получить ту или иную информацию за определенную плату, которая гораздо меньше оплаты брокера. Это повлекло за собой изменения на международном рынке. Но Россию эти изменения не затронули.

Российский рынок авиации очень молод, но очень, очень быстро растущий. Это говорит о том, что еще мало опыта, нет представления о схемах этого рынка. Но обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития. Существенная часть отечественного рынка находится под контролем крупнейших и старейших его участников, но все они управляют авиакомпаниями, то есть коммерчески используют в своих целях самолеты, либо даже эксплуатируют парк техники, который занесен в собственное свидетельство управляющего. Поэтому, услуги брокера они предлагают в том случае, если те или иные воздушные суда не удовлетворяют спросу. На нашем рынке среди лидеров сейчас трудно найти «чистого брокера».

Но «чистых брокеров» не так мало, только в Москве можно найти больше ста подобных компаний, в последнее время они интенсивно появляются и в регионах. Увеличение количества брокерских компаний вполне оправдано – оно шагает стремительными шагами на пути развития авиации бизнес класса. Развитие такими бурными темпами не позволяет делить в равной степени рынок некоторым его участникам, имея за плечами огромный опыт, они не в состоянии совладать с постоянно растущим спросом. Это создает условия для существования мелких брокеров, роль их незначительна, т.к. мелкие фирмы не имеют нужных ресурсов, покупательской способности, стабильности в финансах. Число подобных компаний резко сократится при возрастании конкуренции и стабилизации рынка.

Весьма интересна ситуация, которая сложилась на отечественном рынке. Наблюдать мы там можем следующее. Число брокерских компаний в последние время растет большими темпами, не такими темпами, как в России, и их магистральное развитие развивается в трех основных направлениях.

Наиболее ярко эти тенденции развиты на старейшем рынке США, где существую сервисы, которые контролируются по средствам Интернета, с помощью которых можно сделать заказ о чартерном рейсе. Значительная часть брокеров не желает придерживаться универсальности и ориентируется на определенную специализацию, например, на организацию, только грузовых рейсов, где есть проблема сложности логистики, которая требует профессионального отношения к работе. Другие трансформируются в большие транснациональные компании, которые предлагают свою поддержку практически в любой точке мира – клиентов наиболее привлекают возможности международных перевозок, так как сотрудничество с иностранными компаниями и другими поставщиками подобных услуг более требовательно к проффесиональным навыкам. Третьи переходят на сторону консьерж-сервисов, которые представляют из себя своеобразные «бутики бизнес-рейсов», которые предлагают свои заказчикам об индивидуальный подход и высочайшее качество сервиса.

Возможно, по тем же путям будет развиваться рынок услуг брокеров и в нашей стране. Предзнаменования этому уже есть. Уже сейчас можно ожидать уменьшения общего числа брокерских фирм.

По материалам статьи Алексея Королева