20.01.2009

2008 год обещал быть прибыльным или «обещанного три года ждут»

2008 год обещал быть прибыльным или «обещанного три года ждут»
Предварительные итоги 2008 года - неутешительные. Мировой финансово-экономический кризис обрушился и на отечественную деловую авиацию. Если в конце 2007 году участники авиарынка считали, что рост перевозок увеличится на 30-40%, то к началу 2009 года скорее всего ситуация изменится в обратную сторону. Некоторые выводы пока можно сделать из промежуточных результатов 2008 года.

Возможно ли развитие деловой авиации в условиях кризиса?

Деловая активность экономики страны во многом зависит от уровня развития бизнес-авиации в этой стране. К примеру, финансовый оборот деловой авиации в Америке составляет 60 млрд. долларов США в год. В большинстве других стран бизнес-авиация так же является значимым видом гражданской авиации.

За последние годы экономика России развивалась успешно, и соответственно наблюдался рост деловой авиации - его динамика составляла 25-40% в год. Однако осень 2008 года разрушила планы оптимистического будущего российских операторов.

Эксперты уже успели подсчитать некоторые цифры: так за январь - ноябрь 2008 года во всех аэропортах России было осуществлено 34300 рейсов деловой авиации, что ниже результатов за 2007 год - 42800. Большинство операторов рассчитывают поправить ситуацию за счёт предстоящих зимних праздников, поэтому возможно итоговые цифры за 2008 год, будут немного выше.

Что в этом году было запоминающимся?

На протяжении 2008 года были организованы несколько конгрессных мероприятий и выставок деловой авиации, из которых можно выделить конференцию НАДА России, вертолетную выставку HeliRussia, Форум деловой авиации, выставка бизнес авиации в «Крокус Экспо» JetExpo-2008. Перечисленные мероприятия пользовались большим успехом, как со стороны заказчика, так и авиакомпаний. Участники выставок имели возможность представить свои новые услуги и продукты, а так же найти партнёров, обсудить дальнейшие перспективы деловой авиации. Выставка JetExpo запомнилась объединением двух ассоциаций деловой авиации НАДА России и UBAA.

Авиатакси - отечественный рынок.

Как бы это не звучало странно, но некоторые из операторов заявляют, что кризис стал для них выигрышным. Руководитель одного из авиаперевозчика поделился мнением, что во время кризиса люди, привыкшее летать дорогими самолётами, пытаются экономить, но, не снижая уровень комфорта, поэтому авиатакси - отличный выход из создавшейся ситуации. Если оператор раньше летал на одном самолёте 25-30 часов в месяц, теперь налёт доходит до 60 часов. К сожалению, в России только 4% населения имеют возможность пользоваться авиасообщением. Поэтому при критических ситуациях, объёмам перелётов падать уже просто некуда. И если в США, где сосредоточено 85% мировой бизнес-авиации, и для людей привычно пользоваться «классической» бизнес-авиацией, уже разорилось 11 операторов, то в России состояние даже для авиатакси во время кризиса, обещает ждать лучшего.

Российский рынок будет зависеть лишь от тех, кто берёт в эксплуатацию самолёты прямых владельцев.

Во время кризиса количество российских авиаброкеров сократилось до минимума. Если ещё летом 2008 года свои услуги предлагали около 200 посреднических компаний, то на сегодняшний день эта цифра равна 30. Выжить оставшимся авиаброкерам в текущей ситуации позволит, скорее всего, многопрофильная модель ведения бизнеса в организации деловых перелетов.

«Выжили» те авиаброкеры, которые подходили профессионально к процессу организации рейсов. Остальные организовывались только для лёгкой наживы, а по большому счёту даже не имели представления, как вести себя на рынке.

Для российских авиакомпаний ситуация также сложилась непросто. Основной парк большинства компаний состоял из самолётов отечественного производства, которые имеют некоторые ограничения для полётов за рубеж. При этом развитие внутреннего рынка бизнес-авиации так же оказалось недостаточным. Отечественная авиатехника не выдержала конкуренции зарубежных воздушных суден. Такие отрицательные факторы привели к тому, что многие перевозчики резко сократили обслуживающий персонал и произвели постановку авиапарка на «прикол». Корпоративные перевозки так же перестали пользоваться спросом.


Аэропорт - основное составляющие для бизнес-перевозок.

Многие операторы заявили о будущих планах развития аэропортов Москвы и регионов. Но на сегодняшний день полноценным FBO может считаться только Внуково-3.

Немного улучшить инфраструктуру для бизнес-авиации пытаются Домодедово, Шереметьево и Сочи. В Шереметьево уже в начале года выстроен новый ангарный комплекс, к концу 2009 планируется возвести аэровокзальный комплекс. В Домодедово уже будет введён новый комплект деловой авиации. В развитии Остафьево и Быково также виден прогресс. Регионы, к сожалению, заморозили все запланированные строительства.

Какие бизнес джеты пользовались популярностью у россиян в прошлом году?

По подсчётам аналитиков на сегодняшний день отечественным владельцам принадлежат 334 самолёта бизнес - класса от отечественного и зарубежного производителя. В 2008 году было приобретено 135 единиц авиатехники: 95 - самолётов и 40 вертолётов, что на 10% больше по сравнению с продажами 2007 года.

В 2008 году у наших соотечественников пользовались спросом следующие дорогие «игрушки», на которые составлены договоры поставки: авиалайнеры BBJ (Boeing Business Jet), Boeing 767-300 ER и Airbus A340-200, Embraer Lineage 1000. Наиболее популярной моделью остается Legacy 600. Из отечественных самолётов отдали предпочтение Як-42 и Ту-154.

Лидером по продажам на отечественном рынке является Bombardier Aerospace, который поставил почти треть самолётов от всей проданной авиатехники. Второе место занимает Cessna Aircraft c 20% продаж в 2008 г.

Следует отметить, что 2008 год стал наиболее успешным в истории развития российской деловой авиации.

По материалам www.bizavnews.ru/