02.03.2009

Что год грядущий подготовил для российской деловой авиации

2008 год стал наиболее удачным в развитии деловых авиаперевозок в России. Участники отечественного авиарынка ещё в начале года были оптимистически настроены и надеялись, что в 2009 году рост прибыли продолжится. Но кризис не заставил себя ждать. Конец 2008 года был ещё прибыльным за счёт бурного развития в первых трёх кварталах. В итоге за 2008 год общее количество рейсов бизнес авиации составило около 45 тыс.

Что же ждать от рынка в 2009 году? Для этого следует ознакомиться с клиентской структурой услуг деловой авиации.



На сегодня целевую аудиторию потребителей отечественной бизнес авиации составляют несколько групп: корпоративные владельцы авиатехники, частные владельца авиатехники, корпоративные и частные заказчики.

В 2008 году услуги деловой авиации наибольшим спросом пользовались у частных заказчиков - 40%, так же довольно часто заказывали услуги корпоративные владельцы - 30%. Процентное соотношение спроса деловой авиации у корпоративных заказчиков и частных владельцев составило - 20% и 10%.

На 2009 год прогнозируется заказ услуг деловой авиации частными заказчиками - 65%, снизится спрос у корпоративных заказчиков - 20%, корпоративных и частных владельцев - 10% и 5%. В 2009 году в доле внутренних авиаперевозок большой процент займут авиатакси, как самый приемлемый во время кризиса вид быстрого транспорта. Не стоит удивляться, если в будущем году возрастёт количество полётов, которые выполняют зарубежные операторы. В 2008 году доля рейсов иностранными перевозчиками в процентном соотношении составляла 55%, то в 2009 она увеличится до 75%. Такой поворот событий объясняется тем, что российские операторы на фоне с зарубежными ещё довольно слабы в плане авиапарка

Какой расклад дел ждёт деловую авиацию на внутренним рынке?

Начало 2008 года для большинства авиакомпаний стало старой точкой в развитии своего бизнеса, и было многообещающим. В прошлом году любой человек, хоть немного разбирающийся в авиации, мог открыть свою компанию, позаботиться о бизнес рейсах, как авиаброкер и хорошо на этом зарабатывать. Однако август 2008 года всё изменил. Статистика утверждает, что из 296 компаний, которые предлагали на авиарынке свои услуги, осталось всего лишь около 10, которые до сих пор не могут наладить свой бюджет. Эксперты считают, что в 2009 году на авиарынке останется около 30 компаний-авиаброкеров. Что же касается авиаперевозчиков, то в 2009 году на плаву останутся лишь крупные компании, которых будет не больше 20.

Что будет пользоваться спросом?

В прошлом году был зафиксирован большой рост заключённых контрактов о поставках новой авиатехники зарубежного производства. Аналитики считают, что в 2009 году такого спроса на приобретение авиационной техники не ожидается, не смотря на то, что принят указ о временной отмене пошлины на ввозимые воздушные суда иностранного производства. Этот шаг оказался запоздалым и ненужным, кризис внёс свои коррективы для покупателей дорогой техники. Скорее всего, из воздушных судов зарубежного производства в Россию будут доставлены около 15 самолётов и 20 самолётов. Отечественная продукция вряд ли будет пользоваться спросом.

Аэропорты, конечно, консервироваться не будут, и продолжат своё развитие, хотя это касается больше московских аэропортов (здесь перевозки, не смотря на кризис, будут расти). Некоторым региональным аэропортам, начавшие строить собственные терминалы, строительство придётся заморозить, по причине нехватки средств на обслуживание воздушных судов.

Законотворчество

В прошлом году так и остались нерешёнными многие юридические проблемы деловой авиации. К примеру, уведомительная система полётов так и осталась нерешённой, не смотря, что данная проблема поднималась на многих форумах и конференциях. Но законотворцы и в 2009 не собираются уделить этому вопросу должное внимание. Везде в мире разрешено иностранной авиакомпании выполнять частные перевозки внутри другой страны по уведомительной системе. В международной практике для этого лишь требуются бумаги по наличию исправного самолёта и квалифицированного экипажа, других разрешений и документов не надо.

В России по сей день действует разрешительная система полётов. Для совершения коммерческого чартерного полёта потребуется масса разрешений: следует получить коммерческое свидетельство эксплуатанта, по каждому маршруту следует иметь лицензию на полеты, а также обязательно согласовывать каждый рейс с регулярными перевозчиками. Кроме того, зарубежный авиаперевозчик должен либо иметь в своем распоряжении станцию для техобслуживания своих самолётов, либо заключить договор с любым местным центром техобслуживания и ремонта.

Несколько проще осуществлять некоммерческие полёты. В этом случае лицензия по всем маршрутам не требуется, следует лишь получить свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения. Зарубежный перевозчик за пять дней должен обратиться с запросом на разрешение выполнить полет внутри России, а отечественный оператор - за сутки. Правда практика показывает, что для российских эксплуатантов бизнес-джетов этот срок был сокращён до трёх часов.


Полёты над Россией для бизнес-джетов так же имеют свои сложности: нельзя изменять уже принятый маршрут, осуществлять дополнительные посадки. Для услуг аэротакси российское небо практически закрыто. Данная система разрешений на полёты тормозит развитие деловой авиации в России, а что-то менять органы, управляющие деятельностью авиационного транспорта, в ближайшее время не собираются.

По материалам: www.bizavnews.ru