26.08.2009

Кризисный МАКС

Королев Алексей Сергеевич, Ведущий аналитик, компания Upcast Media
МАКС-2009 волей-неволей демонстрирует общее состояние российской и мировой экономики, от которого сильно зависти авиационная индустрия. Отказ некоторых компаний от участия в салоне объясняется комбинацией двух основных причин. Первая - это, конечно, финансовые трудности предприятий и вынужденное урезание расходов. Вторая - переоценка значимости этого события для самих предприятий. И вопрос здесь не только в престижности. Наиболее яркой иллюстрацией является резкое сокращение присутствия на салоне компаний, работающих в сегменте бизнес-авиации и авиации общего назначения в сравнении с 2007 г. Сложная экономическая ситуация только стимулировала многие компании к принципиальному пересмотру необходимости участия в крупных общеавиационных выставках. Бизнес-авиация за период «большого бума» 2004-2008 гг. окончательно выделилась в обособленный и самостоятельный сегмент, для которого существует целый ряд специализированных мероприятий. Отдача от участия в крупных специализированных выставках бизнес-авиации и АОН гораздо солидней, чем «имиджевое» присутствие на МАКСе, в Фарнборо и т.п. Эта тенденция наметилась еще ранее - в ходе Парижского авиасалона в Ле-Бурже.

Российский авиапром только в самом начале пути, который может привести к его возрождению и отвоеванию не только внутреннего, но и доли на международном рынке. Не оценивая конкурентные преимущества и перспективы новейшего самолета Superjet 100, можно уже сейчас отметить положительный эффект этого проекта для российской авиационной индустрии. Сам опыт работы над созданием первого нового самолета в постсоветский период уникален, тем более что здесь российское предприятие сработало по той схеме, по которой сейчас работают все крупные авиастроители мира - выступило интегратором проекта, являющегося продуктом сотрудничества целого ряда участников из различных стран.

Попытки стабилизировать финансовую ситуацию в отрасли со стороны государства можно только приветствовать. Кроме него эту работу не сможет выполнить никто. Однако текущие экономические трудности лишь усложняют положение в авиапроме, которое и так было совсем не простое. Потерянные десятилетия развития, особенно в гражданском секторе, нанесли очень серьезный удар. Главное, что может сделать государство в такой ситуации - это продолжать реструктуризацию, модернизацию и консолидацию отрасли и сохранять разумные финансовые вливания. Неэффективность управления - хроническое заболевание многих крупных российских предприятий, но в авиационной индустрии это вовсе не главная причина убыточности. Авиастроение - чрезвычайно капиталоемкий сегмент промышленности, потребность инвестиций в который огромна, а их возврат неочевиден. Для частного бизнеса в современных условиях это выглядит непосильной задачей. Привлечение частных предприятий к участию в восстановлении отрасли возможно в форме заказов от госкорпораций на разработку и поставку отдельных узлов и агрегатов, комплектующих и оборудования для авиационных проектов.