12.08.2011

Вторичный рынок растет

Консультационной фирмой JetNet был выпущен статический отчет, который описывает состояние вторичного рынка бизнес-джетов и бизнес-вертолетов в первом полугодии и в июне 2011 года. Спустя два года, сопровождающихся спадом, 2011 год станет еще одним корректирующим годом с надеждой на то, что 2012 год и последующее время будет сопровождаться лишь стабильным ростом. Ведь именно здоровье вторичного рынка закладывает фундамент для получения заказов по приобретению самолетов.

Итоговый полугодовой отчет, как и предыдущие отчеты за периоды этого года, демонстрирует, что вторичный рынок начал подавать признаки восстановления, но это пока только ранняя стадия.


По сравнению с аналогичным полугодием прошлого года в этот раз вторичный рынок деловых самолетов продемонстрировал двузначное повышение на 15,3% в данных показателя числа сделок купли-продажи. Но подобный рост в прошлом сопровождался падением средней цены сделки. Кроме того, в конце первой половины 2011 года доля деловых самолетов выставленных на продажу сильно уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 1,3% (в прошлом году показатель был 15,1%, в этом стал - 13,8%). Этот показатель так сильно упал впервые после ноября 2008 года, если говорить о численном выражении, то ниже 2500 летательных устройств, что считается положительным знаком.


Такая же тенденция, как и у деловых самолетов (хоть и не так хорошо выражена) наблюдается и в ветви турбовинтовых самолетов. На конец июня 2011 года доля самолетов этого типа, которые были выставлены на продажу, составила 10%, а это на 0,9% ниже аналогичного периода 2010 года. Говоря о количественном выражении, на продажу в данный момент выставлено 1335 турбовинтовых воздушных судов. Но стоит сказать, что большинство самолетов в продаже имеют возраст, превышающий 16 лет: 59% деловых самолетов и 69% турбовинтовых.


Если сравнивать среднюю цену предложения в сегменте деловых самолетов, то в июле 2011 года она поднялась на $ 1,2 миллиона либо на 28,5% по сравнению с июлем 2010 года. Нельзя считать тенденцией 1 месяц улучшения, но все-таки есть надежда, что данный ключевой показатель продолжит улучшаться.

Опять-таки, если сравнивать полугодия, можно заметить, что все ветви вторичного рынка, если не учитывать поршневые самолеты, показали, что средние запрашиваемые цены снизились. Снижение цен было от -18,6% для деловых самолетов, для турбовинтовых самолетов этот показатель начинался от -3,8%, а для газотурбинных вертолётов - от -10,5%. Цена на поршневые вертолеты на вторичном рынке в сравнении с первой половиной 2010 года возросла на 6,7%.

Но лишь сегмент поршневых вертолетов показал положительные результаты - доля выставленных воздушных судов этого сектора возросла с 6,2% до 6,7%.

Опираясь на динамику изменения числа сделок купли-продажи, можно сказать, что с продажей самолетов дела обстоят лучше, чем с реализацией вертолетов. Увеличилось количество сделок в ветви реактивных самолетов (на 15,3%), а турбовинтовые показали увеличение на 3,7%. Вместе с тем, эти сегменты вертолетной техники продемонстрировали двузначное падение этого параметра (для газотурбинных до 10,4%, а для поршневых вертолетов - 20,2%).

Если смотреть на тенденции продаж воздушной техники на вторичном рынке России с января 2004 года по май 2011 года, то можно сказать, что сейчас тренд находится в восходящем состоянии. В мае 2011 года продажи деловых самолетов опустились на 6,8% по сравнению с пиком в феврале 2008 года. Между тем, турбовинтовые самолеты опустились ниже пикового состояние на 23,7% (этот пик тоже пришелся на февраль 2008 года). Этот скачок довольно резок, и если сравнивать с минимумами 2009 года, можно заметить, что движение продаж на вторичном рынке продолжает возвращать рынок в свою колею.


В США цены на топливо продолжают оставаться на высоком уровне. Один галлон авиационного топлива во втором квартале 2011 года стоил $ 6,63 и сейчас цена продолжает расти. Сейчас цены всего на 3% или на 20 центов ниже, чем были в пике 2008 года - тогда галлон стоил $ 6,83.


По данным, которые предоставило бюро анализа экономики США, во втором квартале 2011 года действительный валовой внутренний продукт увеличился на 1,3% в год. Реальный ВВП в первом квартале вырос на 0,4%. В прошлом месяце был предоставлен отчет, в котором было указано, что ВВП за первый квартал 2011 года вырос на 1,9%. Согласно оценке JetNet, если ВВП будет расти более 3%, это будет сопровождаться тем, что рынок бизнес-авиации тоже пойдет в гору. К несчастью, ВВП США в течение двух первых кварталов этого года намного ниже указанного уровня.

Переходя в новое десятилетие, мы чувствуем оптимизм и верим в возможность восстановления этой отрасли. За счет анализа первых шести месяцев 2011 года стало видно, что постепенно растет число операций купли-продажи, а для деловых самолетов данный показатель почти достиг пиковых уровней, зафиксированных в 2007 году. За счет положительной активности на вторичном рынке, уровень продаж новых самолетов должен улучшиться в скором времени. Для этого также требуется, чтобы в США стимулировался рост, который, к несчастью, в первой половине 2011 года не наблюдался.