17.09.2011

Самолёт по требованию

Самолёт по требованию

Чтобы отправиться куда-то на самолёте по своему расписанию и маршруту, не обязательно приобретать самолёт. Десятки авиакомпании предлагают сотни своих деловых самолётов, которые могут стать на один полёт вашими.

Находится достаточно много людей, желающих воспользоваться этой услугой, причем не только, чтобы поддержать рынок, но и чтобы поднимать его временами.

"Вполне нормально, когда предприниматель или компания нанимает самолеты для своих целей, если считает это нужным и выгодным",- констатировал Сергей Миронов лидер "Справедливой России" во время нашей беседы под новый 2011. "Страна у нас большая, и деловая авиация в этом смысле полезный рабочий инструмент", - дополнил он речь. Миронову довелось самому по справедливости оценить бесспорные преимущества аренды делового самолета в ходе предвыборной кампании, которая проходила осенью 2010 года. И, невзирая на то, что Сергею Миронову 2011 год не принес ожидаемых политических результатов, его мнение может быть хорошей демонстрацией того, насколько возможности использования чартера разнообразны.

Скорая помощь в лице бизнес-авиации


При знакомстве с бизнес авиацией главное не растеряться: новоиспеченного владельца поджидает огромное количество вариантов. Владение своим самолётом, разнообразие карточных программ, которые позволяют «скупать» оптом лётные часы, долевое владение летательным аппаратом и добрый чартер. Эти предложения объединяются в возможность передвигаться по миру без преград. Хотя тщательный выбор какого-то конкретного не может избавить от просчетов, следствием выбора может быть оптимизация финансовых затрат на полеты.

На рынке деловых перевозок самыми распространенными видами чартера являются модели, которые не оснащены современными модными, а иногда даже лукавыми маркетинговыми наворотами. Ни пассажира, ни перевозчика не связывают длительные финансовые обязательности - они сотрудничают лишь на один либо на несколько полетов. Многие бизнесмены России начинали именно с аренды бизнес-самолета, некоторые из них приобрели свои бизнес-джеты, а некоторые так и пользуются чартерами до сегодняшнего дня. Несмотря на упадок объёма бизнес-перевозок на время кризиса во всех мировых регионах (к примеру, в России, согласно данным Объединенной национальной ассоциации деловой авиации, он снизился в 2009 году на 35%), некоторые из владельцев частных самолётов пересмотрели собственные финансовые возможности и теперь пользуются бизнес-чартерами.

Очень часто собственник, приобретая воздушное судно и пытаясь довести до минимума его содержание, присваивает ему статус коммерческого, а не частного судна, и передает в управление какой-то авиакомпании. В этом случае главной целью этой авиакомпании является эффективное управление самолётом, другими словами, она должна организовывать перевозки третьих лиц для получения прибыли. Как раз эти воздушные судна и арендуются для совершения чартерных деловых перевозок.

"Самолет по требованию" - это не только палочка-выручалочка VIP персон либо бизнесменов, которые не хотят терять свое время. Корпоративные перевозки, VIP-чартер, медицинская эвакуация, гастроли звезд, корпоративный туризм - вот фронт работ «самолетов по требованию», а все это благодаря тому, что можно передвигаться по прямым маршрутам и по собственному расписанию. Но есть и ряд стандартных ситуаций, когда используется бизнес-чартер, и когда без него действительно ничего не поделаешь.

Иногда возникают ситуации, когда чартером приходится пользоваться не только богатым людям, но и сотрудникам, принадлежащим к среднему или даже низшему классу. "Корпоративный чартер дает не только свободу передвижения, но и позволяет группе сотрудников лететь в одном самолете, а не несколькими регулярными рейсами", - говорит Сьюзан Шарп, работающая в авиационной компании Air Partner Commercial Jets менеджером.

Корпоративные чартеры кроме экономии времени дают возможность оптимизировать время сотрудников, повышая таким образом конкурентоспособность авиакомпании. И хотя достаточно сложно определить выгоды в денежном эквиваленте, бывают ситуации, когда с финансовой точки зрения использовать корпоративный чартер выгодно. Сьюзан Шарп считает, что чартеры становятся особенно привлекательными в финансовом плане, когда есть необходимость перевезти группу сотрудников, включающую от 25 человек.

В решении необычных транспортных задач чартерная схема применения воздушного транспорта является превосходным помощником, к примеру, при организации гастролей, перевозки необычных грузов, при предвыборной кампании. "В России это мало распространено, а в США, например, чартеры используются в предвыборных кампаниях, когда в сжатые сроки нужно посетить большое количество городов", - рассказал эксперт консалтингового предприятия Upcast, Алексей Королев, который уже проработал на рынке деловой авиации в России более 10 лет. "Иностранные рок-звезды часто летают бизнес-чартерами. Например, во время мирового тура Мадонны в 2005 году основным организатором перелетов выступал иностранный брокер с именем, но так как концерты охватывали несколько стран, то брокеру пришлось обращаться к своим представителям или даже прибегать к местным посредникам. Если в Москву она прилетела на своем самолете, то отсюда улетала со всей труппой и командой поддержки, а это больше 100 человек, и с оборудованием", - добавил Алексей Королёв.

Использование разовых чартеров дальних самолетов отлично подходят, чтобы справится с совсем нетривиальными задачами. "Из США вылетала целая VIP-делегация для торжественного перезахоронения генерала Антона Деникина. Гроб с останками Деникина планировалось транспортировать в багажном отделении самолета. Но выяснилось, что в соответствующем отсеке бизнес-лайнеров BBJ или ACJ гроб не помещается. В итоге нашли конвертированный самолет MD-83 с Ближнего Востока. Согласитесь, для таких задач лучше, чем чартер, ничего не придумаешь", - говорит эксперт Upcast.

Когда возникает необходимость срочной медицинской эвакуации человека, роль чартера сложно переоценить, ведь тогда все решают считанные часы, а в некоторых случаях - минуты. В странах Запада воздушные аппараты с пометкой на хвосте в виде красного креста используются, когда это необходимо, то есть довольно часто. На европейском рынке одним из основных игроков в этой отрасли является организация REGA Swiss Air Ambulance, она не только занимается предоставлением услуг медицинской эвакуации, но кроме этого работает согласно системе Empty-leg. Что это значит? К примеру, если воздушный транспорт уже выполнил заданный эвакуационный рейс и готов возвращаться на базу, он без проблем может «захватить» из аэропорта вылета попутчика - подобный полет иногда обходится на 30-60% дешевле. В РФ ситуация другая, и медицинский чартер здесь можно встретить довольно редко. Обычно из страны эвакуируются сотрудники дипмиссий, посольств либо крупных корпораций, страховка содержит информацию, где эти персоны должны лечиться, учитывая то, что расходы на аренду воздушного судна она покрывает. Примером одной из немногих авиакомпаний России, которые владеют своим собственным оборудованным самолетом, является компания "Санитарная авиация".

Чартер на мировой карте


Чартерный рынок развивается в мировом масштабе благодаря общим для бизнес-авиации факторам роста, он главным образом обусловлен уровнем экономического развития. Но по регионам динамика рынка заметно отличается. К примеру, российский чартерный рынок до кризиса рос огромными темпами (согласно некоторым оценкам, этот показатель был в районе 30% в год) - даже быстрее крупнейших рынков Европы и США. Эти показатели такие большие из-за того, что развитие было «с нуля» - когда ниша еще пустая, а рынок старается её заполнить.

Вполне понятно, что кризис сильно повлиял на темпы роста во всем мире. В России рынок деловых чартеров упал на 30-40%, как считает Объединенная национальная ассоциация деловой авиации (ОНАДА). Тем не менее, негативную динамику в мире достаточно быстро сменила противоположная, это произошло еще в 2009 году. Первый рынок, который вышел на рост, стал рынок США - это случилось в середине 2009 года. Аналитическая организация ARGUS сообщает, что конец 2010 года ознаменовался незначительным ростом, и пошла тенденция по перераспределению трафика относительно типов деловых перевозок, эта тенденция наблюдается и сейчас. Наиболее интенсивные полёты совершаются воздушным транспортом частных владельцев, корпоративным флотом и бизнес-джетами, в это же время чартеры показывают более медленный подъём. Июль в 2011 году стал шестым месяцем, когда количество чартерных перевозок сократилось на 8,6%. Трафик бизнес-активности в июле в общем упал на 3%. Компания ARGUS значительное снижение воздушной активности корпоративного флота объясняет июльскими дебатами, которые велись тогда относительно госдолга США.

Летная активность в Европе начала восстанавливаться немного позднее, а именно в 2010 году. Но, в отличие от США, положительная динамика была стабильной.

В соответствии с данными Eurocontrol, в 2010 году трафик самолетов бизнес-авиации возрос на обнадеживающие 5,5%.

"В то время как медицинская эвакуация остается крайне редкой, корпоративные, VIP- и разовые чартеры на дальних бизнес-джетах показывают значительный рост",- признался Алекс Берри, который является представителем Chapman Freeborn - одного из самых крупных международных брокеров. "В особенности значительный рост недавно начался в секторе VIP-чартеров и разовых, по требованию",- добавил он.

Эту точку зрения подтверждают и данные Avinode - системы онлайн-бронирования чартерных самолетов международного класса. За период семи месяцев 2011 года количество запросов выросло с 50 000 в феврале до практически 120 000 в июле. Наибольшая заинтересованность была проявлена к дальним деловым самолетам - в среднем около 35% от общего объёма запросов на турбовинтовые и реактивные самолеты.

Чартерный рынок в России также демонстрирует неплохую динамику роста. Согласно данным ОНАДА, летняя активность самолётов деловой авиации в 2010 году увеличилась на целые 11%. Небольшой стабильный подъём наблюдается и в 2011 году. Система Avinode сообщила, что в течение года наблюдался последовательный рост количества запросов на чартерную воздушную технику: с 22 000 в январе 2011 года до практически 50 000 в июле. На фоне этого наблюдается положительная динамика: с апреля количество запросов стабильно повысилось по сравнению с «праздничным» декабрём 2010 года. На аэропорт Внуково-3, как всегда, пришлась наибольшая доля чартерных перевозок: в системе Avinode - 68% от общего количества запросов. Это косвенно демонстрирует рост летней активности в интересах граждан России.

Кризис почти не сказался на предпочтениях авиапассажиров при выборе видов деловых самолетов. Наиболее востребованными моделями для осуществления чартерных перевозок в Европе, США и России так и остались бизнес-джеты среднего и большого класса: Citation XLS, Gulfstream 450, Challenger 604.
 

Возможная схема событий


Мало кто из игроков отрасли сомневается, что деловые перевозки неизбежно восстановятся и будут продолжать развиваться. В большей части прогнозов, которые были сделаны еще до начала упадка большого рынка финансов, присутствует число 2012, которое является символом циклического роста. Специалистам добавляет оптимизма рост прибылей компаний и глобализации экономики.

"Бизнес-авиация будет расти, поскольку экономика развивается и укрепляется, а необходимость максимизировать возможности и свести к минимуму потерю времени становится все более важной",- утверждает Алекс Берри из компании Chapman Freeborn. Он считает, что, "в то время как предприниматели, корпорации, правительства стремятся расширить свое влияние и внедриться на новые развивающиеся рынки, важность личных встреч, в особенности транскультурных, не может быть недооценена".

В топ-10 самых популярных деловых самолетов на чартерном рынке (согласно данным международной системы онлайн-бронирования чартерных воздушных средств Avinode)

Место Россия Европа
1 Challenger 600-й серии Citation Excel/XLS/XLS+
2 Citation Excel/XLS/XLS+ Citation Mustang
3 Learjet 60 Citation CJ2/CJ2+
4 Legacy 600 Challenger 600-й серии
5 Challenger 300 Citation CJ/CJ1/CJ1+
6 Falcon 2000 Citation Sovereign
7 Citation Sovereign Citation II/SII
8 Challenger 800-й серии Legacy 600
9 Hawker 800 Challenger 300
10 Global Express/XRS Citation Bravo