01.11.2012

Аэропорты Шанхая в разрезе бизнес-авиации

С того времени, как европейцы впервые ступили на землю восточного побережья Китая, прошло около двух веков. На сегодняшний день Шанхай является центром торговли и бизнеса, по большому счету, из-за выгодного географического местоположения.

Запад оказал немалое влияние на культуру, экономическое положение и другие сферы деятельности Китая. Достаточно пройтись по Бунду (район располагается вдоль набережной реки Хуанпу), здесь в прошлые времена проживали иностранцы, а местные жители называли его международным сеттльментом (и поныне сохранилось название).

 

Вдоль реки по набережной располагаются десятки европейских конструкций, некогда служившими банками и зданиями торговых компаний государств со всего земного шара: Великобритании, России, Франции, Бельгии, США. А также они были предназначены в качестве консульств и европейских гостиниц.

Государство Китая не имело достаточно сил и оружия, чтобы противостоять более сильным и лучше оснащенным европейским государствам, поэтому пошло на уступки и согласилось с требованиями о присутствии на территории своего государства иностранных граждан. В свою очередь, европейцы желали заполучить ресурсы Китая. Они стали торговать опиумом, делая тем самым китайский народ зависимым от этой торговли и оказывая разрушающие действие на страну. Противостояния китайского государства потерпели фиаско. Началось глобальное уничтожение китайской нации, что привело к марксисткой революции и захвату власти Мао Цзэдуном. Таким образом, Китай стал закрытым для внешнего мира еще приблизительно на 30 лет.

И только в конце 70-х годов прошлого века удалось наладить отношения с Западом. Дэн Сяопин провел экономически успешные реформы, благодаря которым экономическое положение КНР за рекордно короткий срок поднялось на 2 место, а прогнозы свидетельствовали об успешном экономическом подъеме, который через 20 лет обгонит темпы США. Благодаря именно этим реформам Китай выбрался из сумрачной зоны прошлого, и Шанхай стал финансовым бизнес-центром государства. Сегодня Шанхай – самый плотно населенный город планеты, его население составляет около 23 млн. человек. Визитной карточкой города стал район небоскребов, расположенный напротив района Бунда.

Бизнес авиация Китая пока еще на начальных этапах развития в таких областях как производство самолётов делового класса, технического их обслуживания и поддержки судов такой категории. Имеются сведения, что первое появление в Китае бизнес-джета датируется началом 70-х годов прошлого века, когда еще существовал период бамбукового занавеса. Это был самолёт компании KaiserIndustries (Окленд, штат Калифорния, США), более не существующей (компания прекратила существование в 1980-м году). Пилотом воздушного суда Ронам Гуэрра было получено разрешение для демонстративного полета в воздушном пространстве Китая с посадкой в городе Пекин.

Бизнес-авиация в Китае

Известен факт, что китайские компании все больше стараются укрепить отношения с американскими и европейскими компаниями. В результате значительное количество бизнес-самолётов стали появляться в Китае. Появились даже операторы подобных самолётов, такие как Deer Jet и Air China. За последний год количество самолётов бизнес-авиации приблизилось почти к 3400. Об этом сообщает Джимми Янг, представитель компании, которая занимается планированием полетов самолётов. Число взлетов и посадок таких самолётов продолжает расти, несмотря на мировой кризис.

Самолёты бизнес-авиации в Китае принимают два аэропорта, способных оказать им техническую помощь. ZSPD (Международный аэропорт Пудун) и ZSSS (Хунцяо) появились благодаря масштабной выставке Экспо-2010, проходящей в Китае. В страну воздушным транспортом прибыло такое количество людей, что было принято решение выделить под бизнес-авиацию аэропорт Хунцяо. До проведения Экспо-2010 аэропорт ZSSS обслуживал региональные рейсы, но из-за огромного потока посетителей выставки (около 73 млн. человек) его выделили под бизнес-самолёты, таким образом, разгрузив остальные аэропорта, которые не успевали обслуживать и региональные рейсы, и бизнес-авиацию. Кроме того, была необходимость просто разделить общий поток самолётов на самолёты бизнес-авиации и самолёты, обслуживающие межрегиональные рейсы.

На сегодняшний день заключено соглашение с Hawker Pacific и создан комплекс бизнес-авиации на земле, который успешно развивается.

Аэропорт Хунцяо

Аэропорт Хунцяо оснащен всем необходимым для обслуживания самолётов бизнес-авиации.

У него есть ангар для стоянки авиатранспорта, хороший технический парк, способный оказать любую техническую поддержку самолётам Hawker 4000, в компании имеются даже свободные пилоты. Кроме того, аэропорт предоставляет все возможные виды услуг для пассажиров, в том числе связанные с таможней, карантином и иммиграционными вопросами.

Раньше на территории аэропорта Хунцяо располагался военный аэродром. В таком же виде, как он известен нынешнему поколению, он предстал только в 1923 году. Когда аэропорт Пудун тоже стал принимать самолёты бизнес-авиации, количество посадок и взлетов международных рейсов в аэропорту Хунцяо резко снизилось. Спас аэропорт Hawker Pacific. По данному соглашению Администрация Гражданской Авиации Китая разрешила пользоваться услугами аэропорта Хунцяо не только операторам бизнес-рейсов, но и некоторым операторам межрегионального назначения.

Для удобства ВИП-пассажиров аэропорта Пудун построили прекрасный ВИП-зал, обязательный для китайского гостеприимства. Единственный недостаток, который есть у аэропорта Пудун, это неудобная доставка пассажира непосредственно к залу ожидания. Иногда это может занимать полчаса. В результате того, что возле ВИП-терминала нет автомобильной парковки, ВИП-пассажирам приходится добираться к самолёту на автобусе. Такой недостаток играет на руку аэропорту Хунцяо, у которого очень удобная парковка, и не приходится так долго и неудобно чиновникам и другим ВИП-пассажирам добираться к самолёту.

Немаловажна и близость аэропорта Хунцяо к бизнес-центру Шанхая, автомобилем туда можно доехать минут за 20. Так что в этом плане аэропорт Хунцяо имеет очевидные преимущества. В прошлом году Хунцяо перевез около 30 млн. человек и количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами Хунцяо, продолжает расти. В связи с приближением проведения международной выставки Экспо-2010, на реконструкцию и модернизацию, которая включала в себя и постройку второй ВПП, аэропорту инвестировали около 15 млн. юаней. Возможно, благодаря проведенной модернизации, аэропорт Хунцяо в рейтинге авиаперевозчиков занимает 4 место.

В аэропорте Пудун три ВПП и он перевозит чуть больше пассажиров по сравнению с Хунцяо. В прошлый год насчитывалось более 40 млн. человек, воспользовавшихся услугами аэропорта. Но Пудун на своих достижениях не останавливается и к 2015 году обещает построить еще два ВПП, построить два зала-сателлита, увеличить количество терминалов.

Планируется, таким образом, увеличить годовую статистику пассажиров до 100 млн.

Военные в воздушном пространстве КНР

Операционная деятельность в Китайской Народной Республике подчиняется требованиям ICAO. В стране используются сокращенные интервалы вертикального эшелонирования (RVSM), однако геодезические параметры не во всех аэропортах отвечают Мировому геодезическому стандарту (WGS). Последняя версия стандарта - WGS84 - заложена в основу успешной работы системы GPS. Продолжается проведение и внедрение геодезических наработок. По информации бесспорного лидера по предоставлению аэронавигационной информации компании Jeppesen, мегаполис Шанхай уже давно находится среди территории, которая в полной мере прошла геодезическое обследование. Другими словами, при посадке можно пользоваться системами синтетического улучшения видимости, функционирующими на основе информационных данных WSG84. Благодаря изменениям, система заводит на посадку уже не на 100 м в сторону, а на назначенную взлётно-посадочную полосу.

Во всех населенных пунктах Китая используется схема захода на посадку по QNH (рассчитываемая по давлению аэродрома относительно уровня моря). В удаленных местах по умолчанию используется схема QFE (по атмосферному давлению непосредственно на уровне аэродрома).

Популярный английский язык получил широкое распространение в большинстве крупных городов, национальный китайский используется в удаленных районах.

В КНР принят стандарт RVSM, но для замера высот используют метры, а не английские футы, поэтому лётным экипажам ВС, осуществляющим полеты в Китае, рекомендуется запастись высотными таблицами, в полной мере учитывающими специфику воздушного пространства Китая. Пилоты должны хорошо ориентироваться в метрической системе, поскольку команды и рекомендации, поступающие от авиадиспетчеров, будут привязаны к метрам.

Следует помнить, что по причине специфической структуры воздушного пространства Китае СААС ввела ограничения на отправление и прибытие ВС в направлении востока и северо-востока страны. То есть, все прибывающие по этим направлениям самолёты с 07:00 до 23:00 по местному времени (между 2300Z и 1500Z) вынуждены садиться в аэропорту Пудун. Такое же правило распространяется на авиационные перелёты из Японии. В период максимальной нагрузки с 8:00 до 22:00 часов в каждом китайском аэропорту вводится ограничение в 10 слотов на отправку и приём самолётов в интересах деловой авиации.

Янг подчёркивает, что большинство внутренних направлений закреплены за конкретными авиакомпаниями, и китайские авиационные структуры не позволят операторам деловой авиации осуществлять прямые вылеты по указанным маршрутам. Давно идут жалобы, но, несмотря ни на что, воздушное пространство Китая подконтрольно военным, хотя Управление воздушным сообщением чётко выполняет директивы СААС. Внутренне маршруты Китая обслуживают 10–15 авиакомпаний. При использовании иностранного бизнес-джета действует обязательное правило присутствия представителя отечественной аэронавигационной службы, которому оператор бизнес-джета платит заработную плату и берёт на себя все расходы во время перелёта.

В настоящее время ограничен доступ проникновения в воздушное пространство КНР, имеется один из РФ, два из Анкориджа. Во время перелета из Шанхая в Пекин нужно получить соответствующее разрешение и согласие поручителя. На территории Китая насчитывается 500 аэропортов, большинство из которых — базы военных. Китайские авиационные власти желают знать, кто выполняет полеты.

Аэропорт международного значения – Пудун

Осуществление перелетов по международным линиям Китая, по словам пилотов, сопряжено с некоторыми трудностями. Прежде всего, пилоты отмечают отсутствие возможности прямых перелетов. Кроме того, службы аэропорта зачастую просят лететь ниже, чем запрашивает пилот. Еще одну сложность создает большое расстояние между запасными аэропортами.

Контроль над воздушным пространством государства вверен Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Военные службы принимают решения по перемещению гражданских авиалайнеров, включая их место и время базирования. Последнее время наблюдаются упрощения. Например, для получения разрешения на полет уже нужно 12 часов, а не несколько дней, как это было раньше.

В обслуживании аэропортов Шанхая, есть свои успехи и недостатки. В целом службы стремятся приближаться к международным стандартам. Однако обслуживание медленнее, чем в европейских и американских государствах. Другими вопросами, требующими внимания являются: большая удаленность парковки от терминала управления и большие затраты времени при организации питания на борту авиалайнера. От экипажа самолёта ожидается то, что за два часа до рейса он должен быть в аэропорту. С другой стороны, достигнуты успехи в поставках топлива, целый ряд поставщиков готовы оказать свои услуги.

За исключением Гонконга, в Китае отсутствует сервис обслуживания бизнес-самолётов. Это усложняет техническое обслуживание лайнеров, поскольку уходит время на доставку из-за рубежа необходимых комплектующих. Компании путешествуют с собственным механиком, дабы избежать ненужной потери времени при ремонте авиалайнера. В случае чрезвычайных ситуаций диспетчера вынуждены полагаться только на производителей самолёта.

Путешествие по воздуху в Китае – дорогое удовольствие. Государственные власти Китая требуют уплаты компенсационной пошлины за полеты с намерением совершить посадку на территории государства. Размер такого налога достигает 3000 долларов, если самолёт не прошел регистрацию в Китае. Компании Гонконга не освобождены от уплаты. Требуются оплаты и за возмещение убытков, сумма налога эквивалентна стоимости авиабилетов и может составлять 6000 долларов. Каждый аэропорт проводит аэропортовые сборы, например цена прибытия за прилет и вылет может достигать 1500 американских долларов. Другими словами, плата взимается за все.

Boeing 737 считается минимальным по весу. Налоги учитывают вес авиалайнера. Если упомянуть плату за навигационное обслуживание, которая эквивалентна пройденным лайнером морским милям, общая стоимость перелета в Китае за 1 час может достигать 2000 долларов. Речь идет о пошлинах и различных компенсационных сборах. Понятно, что мудро заранее получить все расценки, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Советы спонсоров

Как пассажирам, так и экипажу лайнера для путешествия в Китай нужна виза. Оформление может занять несколько дней и зависит от того пассажир вы или пилот. Тайваньской визы не достаточно, если вы планируете въезд на территорию страны. По законодательству у вас должно быть сопроводительное письмо с указанием спонсора или места, которое вы планируете посетить в Китае. Если вы американский оператор бизнес-лайнера, от вас могут не требовать разрешения на посадку.

Можно порекомендовать оформить мультивизу, благодаря которой вы в течение полугода можете свободно въезжать на территорию Китая и выезжать обратно. Одноразовая виза будет иметь преимущества, если ваша поездка займет не более 7 дней, и вы готовы предоставить службам страны маршрут ваших передвижений. Экипаж лайнера может прилететь в государство на самолёте китайской авиакомпании. В этом случае у них должна быть оформлена туристическая или бизнес-виза, позволяющая въезд в государство. Если же экипаж вылетает на бизнес-лайнере, это требует визы и для экипажа самолёта. В других государствах эти требования могут отличаться.

Поскольку военные службы контролируют перелеты в государстве, вам может потребоваться гарантийное письмо от местных властей. Необходимо чтобы это письмо было рассмотрено СААС и имело одобрение со стороны военных.

На первый взгляд такие сопроводительные письма могут восприниматься как излишняя бюрократическая волокита, но на самом деле они немаловажны. С их помощью СААС может вести контроль полетов, избегая образования пробок воздушного пространства страны. Так же с их помощью ограничиваются демонстрационные полеты, поскольку они приобретают низкий приоритет. Для производителей ОЕМ это влечет некоторые трудности, поскольку они заинтересованы демонстрировать свои лайнеры в нескольких городах одновременно. Новые постановления оговаривают наличие сопроводительных писем для каждого конкретного города, если планируется полет более чем в пять городов.

Путешествуя в Шанхай, вы можете чрезмерно не пережевать за свою безопасность, при условии соблюдения правил поведения. Обслуживающий персонал аэропортов и отелей обычно достаточно свободно говорить по-английски, чего не скажешь об остальном населении страны. Языковой барьер может создавать вам некоторые неудобства. Но дружелюбия и гостеприимства китайцам не занимать. Транспортная сеть развита хорошо. Пудун – место, где расположено большинство отелей. На скоростном электропоезде вы можете быстро и с комфортом попасть в аэропорт прямо из центра города. Увлекательно знакомиться с древней архитектурой и достопримечательностями старой части Шанхая. К вашим услугам экскурсия, которая познакомит вас с культурой этого своеобразного государства.

По материалам http://www.ato.ru