04.03.2012

Мировые открытия бизнес-авиации

Мировые открытия бизнес-авиации

Несомненно, что в истории деловой авиации имели место определенные открытия, изобретения, а где-то даже прорывы, которые повлияли на становление данной отрасли в мире. Ниже в хронологическом порядке представлены ключевые события, которые, по мнению профессионалов, стали судьбоносными для развития бизнес-авиации в мире.

1950–1960

Первый самолет для служебных полетов Gulfstream GI

Первый турбовинтовой самолет для перевозок зажиточных и влиятельных пассажиров был спроектирован в конце 50-х годов американской компанией по производству военной авиатехники, Grumman Aircraft Engineering Co. Руководящие лица компании Grumman предпочитали проводить свои отпуска во Флориде, вдоль побережья которой проходит течение Гольфстрим – отсюда название нового авиасудна – Gulfstream GI . Новый самолет представительского класса вмещал 12 человек, мог развить скорость 563 км/ч и преодолевать расстояние в 3541 км.

Появление Gulfstream GI послужило отправной точкой для дальнейшей истории развития отрасли.

1960–1970

Начало реактивного периода в бизнес-авиации

Falcon 20
Мультифункциональность

Весной 1963 года в городе Мериньяке состоялась встреча с участием руководства французского завода по производству авиатехники Dassault и представителей американской делегации от авиакомпании Pan America. В составе американской стороны был также знаменитый летчик Чарльз Линдберг, который прославился после того, как самостоятельно перелетел Атлантический океан. Американцы нуждались в авиатехнике для бизнес-перевозок, которая пользовалась бы спросом на американском рынке. В частности, они были заинтересованы в предшественнике многоцелевого реактивного самолета Mystère 20. В результате переговоров была заключена сделка на покупку Pan America сорока бизнес-джетов с опционом еще на 120 самолетов. В дальнейшем серийный бизнес-джет был переименован в Falcon 20 и немного усовершенствован: конструкторы доработали крыло и установили новые двигатели.

Falcon 20 стоял у истоков развития корпоративных авиаперелетов. За 25 лет производство Falcon 20 достигло 500 единиц, он использовался такими компаниями как FedEx и береговая охрана США. Все это дает право называть самолет уникальным в своем роде.

Первый тестовый полет состоялся 4 мая 1963 года.

Сертификация FAA: 1965 год.
 
Jet Dragon
Надежность

Еще одним бизнес-джетом, сотворившим революцию на рынке авиатехники стал DH.125 Jet Dragon. Эта принципиально новая модель была спроектирована непосредственно для гражданских полетов на британском заводе de Havilland, Jet Dragon. Впоследствии Jet Dragon послужил прототипом для создания таких моделей как BAe-125-800 и Hawker 800.

По словам Джеймса Диллон-Годфрея, коммерческого директора аэропорта Оксфорд, самолет был сконструирован идеально с первого раза, о чем свидетельствует тот факт, что машина вот уже полвека является мировым бестселлером на рынке гражданской авиатехники среднего класса. Сам за себя говорит случай, когда самолет BAe-125-800 премьер-министра Ботсваны попал под ракетный обстрел над Анголой, - ни один из пассажиров судна не пострадал. Несмотря на разгерметизацию и повреждение одного из двигателей, самолет успешно совершил посадку. Все повреждения были устранены, и самолет до сих пор находится в эксплуатации.

Первый тестовый полет состоялся 13 августа 1962 года.

Сертификация FAA: 1964 год.
 
Learjet 23
Скорость

В те же 60-е годы был спроектирован еще один революционный высокоскоростной (903 км/ч) бизнес-джет Learjet 23, который получил название в честь своего разработчика, американца Билла Лира.

Авиаконструктор основал частную компанию и взялся за создание двухдвигательного бизнес-джета, под рабочим названием SAAC 23, на основе потерпевшего неудачу проекта истребителя-штурмовика FFA P-16, которым руководил швейцарский разработчик Ганс-Люциус Штадер. Примечательно то, что крыло, топливные баки и стойки шасси были сконструированы в максимальном соответствии с проектом FFA P-16.

Первая модель Learjet стала поистине революционной, установив не один скоростной рекорд, среди которых беспрецедентный случай, когда за 7 минут 21 секунду самолет взлетел на высоту 12 192 м.

Первый тестовый полет состоялся 7 октября 1963 года.

Сертификация FAA: 1964 год.

1970-1980

Виглеты

Данный период запомнился появлением первых винглетов. Первый самолет с крыльями, концы которых были плавно изогнуты к небу, был представлен на выставке NBBA в 1977 году. Это был прототип бизнес-джета Learjet 28. Данная модель стала первой серийной моделью самолета для деловой авиации, где были использованы винглеты. Основное достоинство данных бизнес-джетов – это экономия топлива. Технология изогнутого крыла позволяет увеличить длительность полетов на 5-7% за счет уменьшения расхода топлива. Дополнительным достоинством является возможность использовать местные аэропорты с небольшой взлетно-посадочной полосой, поскольку за счет своих аэродинамических характеристик винглеты позволяют уменьшить дистанцию, необходимую для взлета.

1980-1990

Следующим событием стала разработка концепции долевого владения, автором которой стал Ричард Сантулли – бизнесмен из США, экс-руководитель компании Goldman Sachs. Происходило это в период 1980-1990 годов. Началась эта история с того, что Ричард Сантулли хотел приобрести частный самолет, но, сделав расчеты, пришел к выводу, что это нецелесообразно с финансовой точки зрения. Он решил привлечь к этому делу партнеров, но одного самолета оказалось в этом случае недостаточно, получилось так, что всем участникам самолет был необходим в одно и то же время. И тогда он придумал следующее решение данной проблемы: он рассчитал необходимое количество самолетов, а также условия для комфортного пользования всех участников долевого владения. Созданная программа получила название NetJets и была создана на базе одного из старейших операторов деловой авиации - Executive Jet Aviation.

1990-2000

Полеты между континентами

В 1995 году произошло еще одно знаменательное событие. Публике был представлен первый бизнес-джет, который был способен преодолевать значительные расстояния. Модель получила название Gulfstream V. Дэвид Макдональд – директор одного из подразделений частных самолетов Air Partner заявил, что данный частный самолет впервые подарил возможность осуществлять межконтинентальные перелеты. Раньше такой дальностью полета обладали лишь два самолета – Falcon 900 и Gulfstream IV, осуществляющие полеты из Лондона в Нью-Йорк с поправкой на ветер. Разработка Gulfstream V ознаменовала новую эру в авиации, позволив заменить полеты в первом классе на регулярных авиалиниях полетами на бизнес-джетах.

2000 – наше время

Виртуальный самолет
Falcon 7X

5 мая 2005 года первый тестовый полет совершил дальнемагистральный Falcon 7X – самолет, запомнившийся тем, что его разработка была произведена полностью в виртуальном пространстве. Также это первый бизнес-джет, который оборудовали электродистанционной системой управления. Электродистанционная система управления значительно снижала нагрузку, ложившуюся на пилота. Сертификацию FAA он прошел в 2007 году, в этом же году самолет поступил к своему первому покупателю.

В 2010 году произошел некий симбиоз современных технологий. Корпорация Apple представила публике техническую новинку – планшетный компьютер iPad. Мобильный гаджет оказался очень удобным и вошел в повседневную жизнь. Он позволял пользователям просматривать страницы интернета, читать книги, смотреть фотографии, фильмы, обмениваться сообщениями. Использование iPad в деловой авиации стало возможно благодаря появившимся специальным предложениям. С его помощью пилоты просматривали летные карты, читали документацию, а пассажиры управляли салоном бизнес-джета. Один из владельцев частного самолета Майкл Хиггинс сказал, что iPad помог преодолеть бумажную волокиту, подарив авиации новый мир.

По материалам Top Flight N 1 (33), 2012