01.11.2013

Как летают российские миллиардеры

Еще совсем недавно это направление в отечественной авиации считалось интересным исключительно для богатых и сверхбогатых людей. Однако времена меняются, и сегодня удивить кого-то частными самолетами в России практически невозможно. Конечно, передвижение по стране и миру с использованием бизнес-джета по-прежнему остается уделом богатых людей, руководства крупных компаний или специальных делегаций, но деловая авиация уже является такой же неотъемлемой частью авиационной индустрии, как и пассажирские или грузовые перевозки.

По этой самой причине Jet Expo-2013, как и предыдущие салоны, вызвал большой интерес не только у потенциальных покупателей, эксплуатантов и пассажиров бизнес-джетов, но и у значительного числа обыкновенных граждан. Надо полагать, этот повышенный интерес не оказался обманутым.

Одним из центральных экспонатов выставки стал A319ACJ (Airbus Corporate Jets), построенный на базе серийного "Аэробуса А-319". Эти машины демонстрируются посетителям выставки и потенциальным покупателям уже не первый год. На этот раз на Jet Expo был представлен самолет, принадлежащий австрийской компании Tyrolean Jet Service. Австрийский A319ACJ поражает превосходным дизайном и богатством интерьера. Помимо просторного салона, отделанного натуральным деревом, на борту имеется спальня с двумя двуспальными кроватями, больше напоминающая номер "люкс" дорогого отеля.



Вторым бизнес-джетом, выполненным на базе крупного серийного авиалайнера, представленным на Jet Expo, стал бизнес-вариант хорошо известного всем "Боинга 737".

Впрочем, деловая авиация предполагает все-таки более компактный формат. Именно на него приходилась основная часть экспонатов Jet Expo-2013.

Значительное место в экспозиции было отведено самолетам Falcon, весьма популярным в России и странах СНГ. По некоторым данным, парк этих машин на просторах бывшего СССР превышает 60 единиц.

Популярность Falcon на постсоветском пространстве во многом объясняется наличием у большинства машин этой марки сразу трех (а не двух, как у большинства бизнес-джетов данного класса) двигателей. В условиях больших расстояний при небольшом количестве аэродромов эта особенность самолетов Falcon зачастую имеет решающее значение при выборе машины покупателем.

Богатую линейку своих самолетов представила и американская компания Gulfstream. Особое внимание посетителей было приковано к новинкам: G280 и сверхдальнему G650. Расчетная дальность полета первого составляет 6 700 км, что делает для его владельцев доступными всю Европу, а также значительную часть азиатских стран. Дальность полета G650 составляет 12 964 км, что делает доступным для его владельцев практически все северное полушарие, всю территорию Африки, а также северные части Южной Америки и Австралии.

Не меньший интерес представляла и экспозиция бразильской компании Embraer, самолеты которой довольно популярны в России. На этот раз бразильцы привезли в Москву одну из своих новейших машин – "Legacy 650", дальность полета которой составляет порядка 7 000 километров.

Корреспонденты "utro.ru" побеседовали с представителем Embraer, директором по продажам компании в России, странах СНГ и Прибалтики Николаем Головизниным.

– Насколько, на ваш взгляд, российский рынок перспективен для вашей компании, производящей как бизнес-джеты, так и региональные самолеты?

– Российский рынок бизнес-джетов, как и вообще рынок бизнес-джетов, для Embraer очень важен. Мы уже продали здесь очень большое количество самолетов. Если говорить о семействе "Легаси", то на территории СНГ и Прибалтики уже летает около 50 самолетов этой модели.

Что касается региональных самолетов – семейство RJ-170 и RJ-190 было зарегистрировано в МАК в прошлом году, и сейчас ведутся активные переговоры с авиакомпаниями по поводу приобретения этих воздушных судов.

– Что вы можете сказать о российских покупателях бизнес-джетов? Кто они?

– Преимущественно, это крупные компании. Нефтяные, газовые, строительные. Есть также и физические лица.

– Регистрация бизнес-джетов сейчас в основном офшорная или российская?

– Посмотрите сами на те самолеты, которые стоят на линейке во "Внуково-3". Большая часть имеет иностранную регистрацию.

– А почему так мало бизнес-джетов регистрируется в России?

– Тому много причин. Во-первых, финансовая. Большая доля частных самолетов куплена в кредит, полученный в иностранном банке. Главное условие банка в этом случае – чтобы самолет находился под иностранной регистрацией и в оперативном управлении иностранной компанией. Это нужно для того, чтобы у банка были рычаги воздействия на заемщика, необходимо, чтобы и тот и другой были в одном юридическом поле. Самолет ведь является залогом по кредиту.

– Есть, видимо, и другие причины нежелания регистрировать самолеты в России? Например, налоги, да и вообще как-то многим боязно...

– Ну, в налоговом плане, сейчас стало значительно легче. Остался только НДС. А насчет "боязно" – это да. Многие побаиваются показывать себя в качестве собственника частного самолета. Непросто владеть им в России. Много возникает вопросов. Да и вообще, по российскому законодательству такого вида техники, как частные самолеты, в стране просто не существует.

Хотя, с другой стороны, некоторые крупные компании сейчас завозят самолеты и специально ставят их под российский флаг для того, чтобы облегчить полеты внутри страны.



– Существует легенда, что в свое время основу конструкторского бюро Embraer составили инженеры из СССР, что помогло компании занять свое нынешнее место в мире авиации. Насколько это так?

– Нет, это не совсем так. Я работаю в Embraer уже 8 лет и тоже интересовался этим вопросом. В компании работает максимум 5 человек из России, и при этом не на ведущих ролях. То есть говорить о том, что там существует русская конструкторская школа, не приходится.

В компании достаточно серьезная своя, бразильская школа. В стране есть специальный авиационный университет, который готовит кадры. Все самолеты, которые делает Embraer, спроектированы и построены исключительно бразильскими специалистами. Единственное, что приходится делать за рубежом, так это продувку своих моделей в аэродинамической трубе. Это делается в России в ЦАГИ и в США.

Все последние модели самолетов, весь их дизайн и проектировочные работы выполнены в цифре. Там нет ни листа бумаги, никаких чертежей в привычном понимании этого слова. Самые современные технологии используются и при производстве.

– Что ждет российский рынок бизнес-авиации в ближайшее время?

– Если взять прогнозы международных агентств, то до 2020 году в Россию должно зайти до полутора тысяч новых частных самолетов.

– А сколько самолетов работает в России сейчас?

– Я оцениваю сегодняшний парк от 500 до 550 частных самолетов. Из них большая часть – это самолеты среднего и средне-большого класса.

– Маленькие самолеты действительно не особо в почете в России. С чем это может быть связано?

– Прежде всего, это большие расстояния и любовь русских клиентов к большим кабинам. Потом, в России не существует как такового среднего класса, представители которого могли бы купить себе самолет малого класса. Те, кто может позволить себе купить самолет, – это очень богатые люди или компании.



– Можно сказать, что бизнес-джет – это транспорт миллиардеров?

– Вряд ли. Сейчас все большее количество людей начинает пользоваться бизнес-чартерами. Например, когда летит большая компания, аренда чартера и покупка на всех билетов 1-го или бизнес-класса сопоставимы по стоимости. При этом у бизнес-чартера будет большое преимущество в том, что эти самолеты способны садиться в таких аэропортах, которые недоступны для больших самолетов. То есть это позволяет более оптимально планировать маршрут. У таких пассажиров нет привязки к расписанию регулярных рейсов. В итоге, мы получаем очень хороший бизнес-инструмент, у которого, безусловно, есть перспективы. Кстати, в последнее время бизнес-джеты все чаще именно так и воспринимают. То есть, это уже не игрушка миллиардеров, а одно из средств ведения бизнеса.

– Используются ли бизнес-джеты в туристической области?

– Да, люди заказывают себе чартеры и сами летают. Существует огромное количество компаний, которые занимаются организацией подобных поездок. Люди, которые могут себе это позволить, довольно часто летают на острова и еще куда-либо на частных самолетах. География таких маршрутов – весь земной шар. Самые дальнобойные самолеты летают на 12 000 километров. Такой полет занимает около 14-15 часов.

– Какова средняя загрузка бизнес-джета?

– Бизнес-джетом считается самолёт вместимостью до 19 человек. Лететь же может 1-3 человека, это наиболее распространенный вариант загрузки.

По материалам Yтро
Фото Ольги Соколовой