12.01.2014

По следам 2013-го: российский рынок

Российский рынок деловой авиации в уходящем году обогатился сразу несколькими инфраструктурными проектами, ряд из которых успешно воплощен в жизнь, а остальные переживают различные этапы реализации. Поэтому результаты 2013 года дают возможность рассчитывать на то, что на рынке России начнется не только серьезное развитие сектора деловых перевозок, но и продвинется процесс формирования достойной инфраструктуры, что повлечет за собой наплыв инвестиций, новые рабочие места и общее развитие всей отрасли.

В качестве наиболее значимого события по итогам 2013-го названо открытие «Пулково-3» - настоящего Центра Бизнес Авиации (ЦБА). Такая важная и затратная с точки зрения финансов составляющая аэропортовой инфраструктуры с момента введения ее в эксплуатацию по праву считается высокой ступенью в развитии отрасли не только для Санкт-Петербурга, но и для России в целом. Пулковский ЦАБ создавался как комплекс по предоставлению услуг, важнейшей из которых является обеспечение стояночного места для самолёта. Размеры территории, выделенной под перрон, превышают 63 тыс. м2, что дает возможность для одновременного размещения 28 воздушных бортов.

Неуклонное увеличение числа рейсов влечет за собой потребность в наличии комплекса ангаров, ввод в эксплуатацию которого запланирован на третью очередь. Скорейшая реализация этих планов даст возможность клиентам ЦБА хранить свои самолёты в оптимальных условиях ангаров, а число принимаемых одновременно бортов позволит увеличить до 46. В таком комплексе, территория которого превышает 7 тыс. м2, можно будет принимать 3 самолёта типа Boeing-737. В планах также возведение стоянки гаражного типа площадью более 1 тыс. м2 для размещения специальной техники и насосной станции тушения огня. Основным предназначение такого ангарного комплекса является хранение и техобслуживание любых машин, которые составляют парк современной деловой авиации.

В течение всего года особое внимание уделялось и развитию вертолетной инфраструктуры. Ее объекты много обсуждали, то и дело анонсировали и, безусловно, воплощали в жизнь. По-видимому, винтокрылый транспорт наконец прочно вошел в использование, перекочевав из предмета роскоши перекочевал в обычный вид, в чем-то став куда более доступным, чем ранее.

Май 2013-го ознаменовался открытием первого российского хелипорта, созданного для принятия и обслуживания гражданских вертолетных судов. Местом его возведения стала крыша III павильона ВЦ «Крокус Экспо». Хелипорт имеет все атрибуты современной площадки для приема вертолетного транспорта: и деловой зал, и зону проверки багажа и регистрации пассажиров, и остальные важные составляющие.

Параллельно с этим услуга вертолетных приземлений стала доступной и в Шереметьево. Здесь весной 2013-го также состоялось открытие цивилизованной гавани для приема вертолетного транспорта деловой авиации, пробная эксплуатация которой проводилась в конце 2012-го. Построив упомянутую площадку, компания «Авиа Групп» выполнила очередной этап в деле развития сектора деловой авиации шереметьевского аэропорта, постепенно реализуя целую концепцию в этом направлении.

Генеральные директора двух основных структур, от которых зависит успех начинаний, М. Василенко (аэропорт Шереметьево) и М. Семенов («Авиа Групп») отмечают, что в связи с имеющимися в столице и области проблемами в инфраструктуре транспорта, вызванными ее перегруженностью, вертолетные перевозки окажутся востребованными, а в самом сегменте ожидается активное развитие. Говоря о своем сотрудничестве в будущем, «Авиа Групп» (долевое участие в проекте 74%) и Шереметьево (26%) не отказываются от возведения дополнительных вертолетных стоянок, а вот на реализацию этих планов влияние окажет спрос. Что касается пропускной способности готовой площадки, то она ожидается на уровне 10-15 рейсов в течение дня. При этом показатели общего делового трафика Шереметьево на сегодня находится в пределах 25-30 рейсов, 50% которых принадлежит «Авиа Групп».

Сентябрьский салон JetExpo 2013 отметился анонсом другого Центра бизнес-авиации – «Внуково 3». В этом случает речь шла о собственных планах обеспечения вертолетных перевозок – открытии вертодрома вдали от глиссады для хорошего подлета с регионов столичной области.

По словам совладельца «Внуково 3» г-на Ванцева, такое расположение не помешает эксплуатации двух центральных полос, ведь в настоящее время приземление вертолетного транспорта осуществляется непосредственно на полосу, что требует большего периода времени, нежели прием самолёта. При этом сам процесс пересадки из приватного вертолета в бизнес-джет длится около 20 минут, что выходит за рамки общепринятого комфорта. Инвестиционная часть нового проекта оценивается в 30 млн. долларов, а его реализация запланирована на 2015 год.

Что же до самого значимого события в секторе российского вертолетного сообщения, то им стало открытие первой очереди аэродрома для вертолетных судов «Хелипорт «Москва», состоявшееся в конце зимы. Этот вертодром, спустя пару лет эксплуатации, способен превратиться в крупнейший вертолетный комплекс во всем европейском регионе. В качестве основной отличительной особенности нового сооружения, находящегося на территории Мякининской поймы, эксперты называют многопрофильность. Действительно, «Хелипорт «Москва» вот-вот превратится в настоящий авиацентр с отелем уровня «4 звезды», офисной, ресторанной и спортивно-развлекательной инфраструктурой.

Замысел инвесторов изначально заключался в том, чтобы создать, наконец, первый полномасштабный вертолетный мега-центр, который сможет реализовывать максимальный сервисный пакет от доступного по цене воздушного такси, продажи и сдачи в наем малых судов до квалифицированного обслуживания и занятий с пилотами-аматорами. Создатели вертодрома рассчитывают, что спустя пару лет пропускная способность их детища составит не менее 220 судов.

В конце года собственные планы построить еще один Центр Деловой Авиации озвучила и Государственная компания «АВКОМ». Базой для реализации этой идеи выбран аэропорт Раменское, где одной из структур ГК «АВКОМ» - Jet Travel Club – и ее партнером «ТВК «Россия» ведутся соответствующие работы, результатом которых и станет создание комплекса АОН и бизнес-авиации. В проекте также принимает участие ряд отечественных операторов сферы частных авиаперевозок. На сегодняшний день уже готов главный целевой элемент, которым является Международный Центр Деловой Авиации, оформлена длительная (на 49 лет) аренда участка земли, идет процесс ремонта и обновления сооружений, задействованных в обеспечении функционирования комплекса и его сертификации. В задачу МЦДА будут входить работы, связанные с процессами обслуживания АОН и деловой авиации, в том числе летного транспорта и пассажиропотока, ТОиР, учебой экипажа. Также этот Центр будет отрабатывать типовые технологии по строительству и функционированию центров АОН, разрабатывать отраслевые рекомендации в разрезе инфраструктуры региональных аэропортов России, проводить дифференциацию этих центров в зависимости от объёмов работ и минимизировать затраты на их создание. Все это поможет изменить к лучшему обслуживание АОН в аэропортах и поспособствует развитию приватной и корпоративной авиации в целом по стране.

Макет аэропорта Раменское

Российский рынок ТОиР также заслуживает внимания благодаря важному событию, которое произошло в конце лета 2013-го. В последнем летнем месяце в г. Казань состоялась процедура подписания согласительного документа между Bombardier Aerospace с одной стороны и «Тулпар Техник» с другой, в котором за последним был закреплен статус авторизированного центра, занимающегося сервисом транспорта деловой авиации. Пока договор указывает на 2 наиболее затребованные в РФ модели Challenger-300 и 850. В будущем году Bombardier обещает включить в это список самолёты категории Challenger 605 и модельный ряд Global. Подобный договор, касающийся сервиса воздушных судов P.180 Avanti II, был заключен между представителем итальянского авиапрома Piaggio Aero и АТЦ «Авком-Д» из России.

Относительно делового трафика, имевшего место в прошлом году, то здесь важна итоговая динамика каждого месяца. Прогнозируемое увеличение в пределах 2,5% выглядит вполне логичным, тем более что европейская статистика имеет негативное значение. Число воздушных судов не превысило уровень 2012 года, а вот поток пассажиров несколько «вырос», что указывает на благоприятную в целом ситуацию, сложившуюся на российском рынке деловых перевозок.

Свои первые шаги на пути освоения российского рынка делает и «наш» зарубежный оператор. Имеются ввиду процессы, происходящие в «А-Групп», а именно: сплочение активов Г. Тимченко в этой компании и вероятное сертифицирование какой-либо ее структуры в качестве эксплуатанта, ожидаемое не позднее 2014 года. Судя по всему, базой для создания нового перевозчика послужит Airfix Aviation.

Г-н Андранчиков, занимающий пост гендиректора «А-Групп», прямо высказался в интервью журналистам Forbes о желании в будущем году получить «дочку» в России. Он отметил, что иметь возможность для беспрепятственного передвижения, в том числе и по РФ, должны не только участники спортивных команд, но и остальные клиенты компании. На вопрос о том, будет ли для этого приобретаться авиакомпания, уже имеющая действующий сертификат, разрешающий эксплуатацию, или же в планах создание такой компании «с нуля», г-н Андранчиков высказался в пользу второго варианта.

Потенциал, который имеет отрасль деловой авиации в РФ и государствах-участниках СНГ, по мнению экспертов, является весьма значительным. Ведь если верить прогнозам Bombardier, которые делаются ежегодно, на протяжении 2013-2032 годов рынок отечественного региона получит порядка 1570 деловых самолётов, увеличив общее их число до 1925 судов. В качестве сравнения приводятся данные 2013 года, когда в совокупности бизнес-джеты, имеющиеся на постсоветском пространстве, занимали не более 4% от мирового парка, то есть всего 550 единиц делового воздушного транспорта.

В качестве главных факторов, обуславливающих рост на этом рынке, специалисты из Bombardier Aerospace называют несколько, а именно:

  • сохранение стабильности в сегменте ценообразования на нефтегазовую продукцию, прибыль от которой способствует 50-типроцентному наполнению бюджета страны;
  • вхождение РФ во Всемирную организацию торговли;
  • Зимние Олимпийские игры в 2014 году;
  • увеличение ВВП, средний рост которого на протяжении ближайшего двадцатилетия не должен быть меньше 3,1%.

Более того, аналитики высказывают смелые предположения, утверждая, что РФ способна по-настоящему продвинуть мировую отрасль бизнес-авиации, если начнется процесс постепенного снятия регуляторных ограничений. Еще один стимул для дальнейшего развития авиа-рынка, по мнению исследователей, - увеличение числа долларовых миллиардеров. Но этот фактор имеет негативную окраску, ведь успешное существование деловой авиации на рынках с мощной экономикой невозможно без процессов глобализации и возрастания доходов корпораций.

Российская деловая авиация, по оценкам аналитиков из Bombardier, характеризуется широкими возможностями, причем это справедливо не только в разрезе долгосрочной перспективы до 2032 года, но и на текущий момент. В соответствии с имеющимися выводами, итоги 2012 года позволили Российской Федерации и странам СНГ войти в тройку мировых лидеров по выполнению заказов на суда деловой авиации с долевым участием 22% от общего числа, уступив лишь североамериканскому и латиноамериканскому регионам. Среди самолётов, пользующихся наибольшим спросом в кругу заказчиков из России, первые места принадлежат судам средней и высокой ценовых категорий.