20.02.2014

Сегмент подержанных бизнес-джетов переживает небывалый подъем

Особый интерес вызывает отчет консалтингового агентства JetNet, в котором оценивается положение вещей на так называемой «вторичке» или рынке подержанных деловых судов. Изучаемый период включает в себя как весь 2013 год, так и отдельно декабрь.

На протяжении целого года все самолётные сегменты «вторички» демонстрировали одинаковую тенденцию, выражавшуюся в снижении относительного числа воздушной техники, выставленной на реализацию. «Рынок покупателя» - именно так характеризуют специалисты ситуацию, сложившуюся в этой сфере. Однако сегмент деловых джетов демонстрирует увеличение числа сделок, и это на фоне неуклонного экономического роста, который идет настолько активно, что позволяет рассчитывать на восстановление развития отрасли бизнес-авиации.

Как свидетельствует статистика JetNet за период 2013 года, число сделок, предметом которых являлся факт приобретения личных самолётов, превысило 5700. В сегменте вертолетов газотурбинного типа прослеживалось небольшое увеличение единиц предлагаемого к продаже флота, а вот в остальных сегментах произошло снижение этого показателя относительно аналогичного в декабре 2012.

Сравнительный анализ показателей «вторички», дающий оценку ситуации в декабре 2012 и 2013 года, а также по каждому из указанных годов.

Тенденция уменьшения относительных запасов самолётов неизменна:

  • число находящихся в продаже джетов составило 12,5% (-0,9% от прежних 13,4%);
  • турбовинтовых судов – 7,7% (-0,6% от прежних 8,3%);
  • вертолетов газотурбинного типа – 6,4% (+0,3% к прежним 6,1%);
  • вертолетов поршневого типа – 6,0% (-0,1% от прежних 6,1%).

Сделки, закрепляющие факт купли-продажи самолётов, в общем своем числе имели нестабильную динамику, при этом рост количества продемонстрировали лишь бизнес-джеты:

  • увеличение продаж джетов (+0,6%);
  • снижение продаж в секторе турбовинтовых судов (-8,8%);
  • падение продаж газотурбинных (-11,8%) и поршневых (-13,5%) вертолетов.

По-прежнему сохраняется высокий уровень среднего времени, в течение которого экспозиция находится на рынке: во всех сегментах по итогам года отмечается сокращение времени реализации, исключением стали бизнес-джеты, период экспонирования которых превышает 20 дней.

Рыночные цены в усредненных показателях:

  • подорожание деловых джетов на 10,7% и турбовинтовых судов на 5,9%;
  • удешевление газотурбинного транспорта на 2,5%, а поршневого – на 1,3%.

Поскольку роль ключевого сегмента на рынке бизнес-авиации принадлежит деловым джетам, именно он, по мнению экспертных специалистов, заслуживает особого внимания. Среди важнейших событий, которые произошли в нем, начиная сначала 2005 года и до этого времени, выделяются 3 наиболее знаковые.

Событие №1. На протяжении 9 лет подряд ситуацию на рынке формирует покупатель. Для такого «рынка покупателя» характерно относительное количество воздушной техники, выставляемой на продажу, процент которого составляет 10 и больше от всего числа бортов, формирующих активный флот.

Событие №2. Спустя несколько лет, на протяжении которых продажи и стоимость частных самолётов, росли и достигали рекордных высот, в 2008 ситуация кардинальным образом изменилась к худшему, причиной чему стал коллапс в мировой экономике. Рост числа предлагаемых к продаже джетов в 2008 году составил 60% (+973 единицы), а в 2009 году этот показатель достиг своего максимума и составил целых 70% (+1147).

Событие №3. Относительное уменьшение уровня запасов, выражаемое в абсолютных цифрах, которое началось с конца 2010 года, за последние 4 года осталось в прежних пределах. В процентах количество предлагаемых на продажу судов уменьшилось за счет того, что активный флот несколько вырос и в 2013 году насчитывал уже 19478 бортов, тогда как в 2009 их было 17118.

Однако реактивные бизнес-джеты в 2013 году побили рекорд, поскольку именно в этом сегменте было осуществлено наибольшее число коммерческих сделок – 2303. Эта цифра превысила уровень в 2181 сделку за 2007 год и 2289 – за 2012. А вот остальным сегментам «вторички» до таких результатов далеко, поскольку для них характерны снижение продаж и отсутствие стабильности в ценовой динамике.

Сравнивая показатели «вторички» за 2013 и 2012 гг. по весовому критерию бизнес-джетов, можно увидеть, что лишь в категории легких судов отмечается уменьшение числа сделок, которое составило 39 единиц или 4,2%. Остальные классы – тяжелый и средний – продемонстрировали рост продаж на 37 (+5,7%) и 14 (+2,3%) соответственно.

Показатель ВВП Соединенных Штатов также является подтверждающим фактором, позволяющим судить о хороших результатах вторичного рынка административных джетов. Данные Бюро экономанализа говорят о том, что рост реального ВВП США в последнем квартале прошлого года составил 3,2%, а кварталом ранее – 4,1%. Такая тенденция, как увеличение внутреннего валового продукта, является отличной новостью. Ведь согласно выводам JetNet, минимумом, при котором можно рассчитывать на развитие деловой авиации, является уровень роста ВВП более чем на 3%.

По итогам 2013 года, специалисты JetNet выразили мнение о том, что активность вторичного рынка не спадает. Новый, 2014 год, также позволяет рассчитывать на оптимистичную динамику. В связи с этим эксперты ожидают позитивных изменений и улучшения экономической ситуации в мире. Однако сейчас главная роль все же принадлежит покупателю, который и формирует спрос.