
Журналист в области финансов, эксперт по вопросам бизнес-авиации, который является постоянным автором на авторитетном портале Corporate Jet Investor, господин А. Уайт высказал собственные предположения, касающиеся развития событий в сфере делового авиапрома в разрезе ожиданий 2014 года.
Взгляд Алистера Уайта:
Год 2014-ый знаменует собой начало восстановления сферы бизнес-авиации. Безусловно, такие предсказания делались и раньше, они также приходились на январь. Но сейчас, ссылаясь на глобальные прогнозы в мировой экономике (хотя есть люди, которые им не доверяют), деловая авиация действительно получила уникальный шанс.
По прогнозу МВФ, рост мирового ВВП в указанном году составит 3,6% (2013 год завершился с показателем в 2,9%). Согласно предсказаниям на дальнейшее (2015, 2016, 2017 годы) увеличение ВВП пересечет 4-процентный порог. И что важнее всего, доля США как ключевого рынка по уровню использования услуг бизнес-авиации составит значительную часть указанного прироста.
Однако есть и повод для сомнений, вернее, их целых три:
- Верен ли прогноз МВФ? (ведь иногда ошибки случаются)
- Смогут ли субъекты отрасли правильно воспринять изменившуюся ситуацию в экономике, и не окажется ли это для них своеобразным шоком? (ранее такое бывало)
- Существует ли прямая зависимость между увеличением ВВП и реализацией деловых самолётов? (интуитивно – да, но где доказательства?)
Нельзя говорить о том, что с приходом 2014 года перегруженный рынок вдруг покинет сразу множество подержанных деловых самолётов или же стоимость судов мгновенно подскочит. Однако тот факт, что целый ряд опытных игроков отрасти стали отдавать предпочтение приобретению воздушных судов, а не продаже, как раньше, невозможно не отметить.
Если представить себе графическую зависимость, то можно убедиться, что 4-х процентное увеличение ВВП позволит достичь высокого уровня заказов на новые суда и удерживать его. А изучение обобщенной статистики и прогнозов от специалистов агентства JP Morgan за 2006-2014 гг. дает возможность полагать, что именно 2014-й станет переломным для рынка деловой авиации.
Четвертый квартал 2013-го показал рост ВВП в США на 4%. Аналитика, проведенная в среде малого бизнеса, указывает на постепенно укрепляющуюся уверенность в том, что экономическая система будет стабильной. Кстати, ситуацию не испортили даже события, связанные с дефолтом госбюджета, когда отмечалось временное прекращение функционирования нескольких федеральных служб Соединенных Штатов государственного уровня. В качестве фактического признака, позволяющего судить о действительном росте доверия в кругу малого бизнеса, можно учитывать увеличивающиеся объёмы продаж пикапов (по мнению ряда аналитиков, именно этот показатель является главным при оценке ситуации в сегменте малого бизнеса).Повышение спроса отмечалось еще в третьем квартале 2013-го, что является позитивным сигналом и для тех, кто занимается производством небольших воздушных судов для хозяйственной отрасли.
Ряд признаков, указывающих на появление свободных финансовых ресурсов и желании направить их в производственную сферу, наблюдается и в крупном бизнесе.
Безусловно, эти выводы можно подвергать сомнению и не без основания оспаривать, однако все же 2014 год имеет все шансы стать периодом начала восстановительных процессов в сфере деловой авиации.