
Самолеты стоимостью свыше 20 млн $ обслуживают компании-операторы и процедура эта непрозрачна
Со слов соинвестора My Sky Алексея Гарбера, сотрудников компании не любят. Более того, иногда им угрожают. Это связано с необычной сферой деятельности компании My Sky — она занимается финансовым контролем и бенчмаркингом по обслуживанию и эксплуатация частных самолетов. My Sky была создана швейцарским авиаэкспертом Кристофером Маричем и бывшим банкиром Кириллом Ким. В настоящее время в компании трудятся более 80 сотрудников, которые отслеживают стоимость эксплуатации и обслуживания бизнес-джетов частных собственников из России, Европейского Союза, Казахстана и Китая.
Владельцы деловых самолетов ежегодно расходуют миллионы долларов на обслуживание. Однако вряд ли они вникают в такие тонкости, как замена микроволновки или закупку крепежных болтов за 1500 евро. Для таких целей созданы специальные компании-операторы, которые обслуживают частные самолеты стоимостью свыше 20 млн долларов, а иногда и более 50 млн.
Темпы роста деловой авиации в России носят динамический характер. С 2000 года рейсов стало в 6 раз больше. Сегодня из Москвы бизнес-самолеты вылетают 21 000 раз в год. Павел Захаров, управляющий директор одной из компаний, оценивает годовой объем рынка бизнес-авиации в 3 млрд долларов. И это не считая сделки по купле-продаже. Заказать частный рейс сегодня обойдется ориентировочно в 35 000 долларов. Вряд ли хоть один летчик удивится частным перелетом Москва-Ницца или Москва-Лондон. Ведь из России летают очень много, а до кризиса так вообще перелеты из России входили в ТОП-10 в мира. Самым востребованным внутренним направлением ожидаемо являются рейсы из Москвы в Петербург.
Андрей Калинин, управляющий партнер клуба «Бизнес Авиация», отмечает, что до 2008 года рынок был просто безумным. Частные лица не считали деньги, в то время как операторы ломили комиссионные. Однако череда финансовых кризисов существенно изменили рынок деловой авиации. Сегодня состоятельные люди стали расчетливей.
Мутное небо
Директор семейного офиса российского миллиардера рассказывает, что обслуживание бизнес-джетов специализированными компаниями скрыто от посторонних глаз и уличить кого-либо на краже крайне проблематично. «Раньше на некоторых самолетах умудрялись воровать до €1,5 млн в год. Сейчас такое встречается редко, только если оператор очень наглый и владелец подписывает все счета не глядя», — делится Калинин.
Чаще всего клиенты заблаговременно оставляют оператору 200–300 тыс. евро, в зависимости от частоты рейсов и удаленности мест направления. Например, обладание самолета Bombardier Global Express с базированием в Москве будет стоить собственнику порядка 3–4 млн ежегодно. По мнению Калинина, нечестные операторы обслуживания могут получать на скрытых комиссиях еще 200–300 тыс. евро в год.
Во время работы в банке одного из миллиардеров Кирилла Кима смущали подозрительные счета за обслуживание двух самолетов работодателя, которые выставлял оператор. Кирилл даже воспользовался услугами стороннего аудита. «Мы подозревали, что нас обманывают, но не могли понять, где и как», — рассказывал Ким. Тогда он решил создать бизнес, в котором расходы на обслуживание частных самолетов будут подконтрольны.
Основатели компании My Sky решили создать для непрофессионала понятный сервис, который будет выявлять неоправданные растраты. В июле 2015 года, инвестировав несколько сотен тысяч евро, они создали IT-систему. На первых порах ее отрабатывали на 3 джетах обеспеченных друзей компаньонов — Gulfstream G450, Bombardier Challenger 605 и Bombardier Global Express XRS. В сравнении с затратами на обслуживание таких же самолетов, но других владельцев, пытались выявить стоимость летного часа. Созданная система сравнивала тысячи инвойсов операторов. Сложность заключалась в том, что у операторов просто нет общей формы для отчетов. Однако программа My Sky оптимизировала расходы и искала отклонения, которые можно было отнести к мошенничеству или ошибкам. Оказалось, что если контролировать расходы оператора, экономия может составлять 25% в год. Такая услуга от компании для одного самолета обойдется от 42 000 до 60 000 евро в год. Итоговая стоимость зависит от класса джета и сервиса. Резидент семейного офиса владельца Bombardier Global Express и Global 6000 Гаспард Бут рассказывает, что ежегодная экономия покроет расходы на ежемесячную оплату услуг My Sky.
Аналитики My Sky зарегистрировали сотни фактов мошенничества и нарушений. Например, был такой случай. Самолет летел в Германию в Баден-Баден за родственниками владельца порожняком, без пассажиров. Однако на этот пустой рейс через липовую организацию было заказано 120 порций суши от элитного ресторана. Еще случай: в счет на обслуживание добавили 220 одноразовых стаканчиков, где стоимость единицы была равна 30 евро. Или совсем дикий случай — установка DVD-плеера на старый Challenger 604 за 190 000 евро, тогда как реальная цена была около 50 000 евро.
Отдельно стоит поговорить о расчете за услуги экипажа. Собственник самолета покрывает все расходы пилотов в рейсе: питание, проживание и тд. Один из зафиксированных случаев показал, что пилот перед вылетом из Лондона регулярно выпивал в баре виски суммарно на 500 фунтов. «Здесь уже дело не только в сумме, но и в безопасности частного рейса», — поражается Гарбер.
Но это случае из ряда вон. Калинин отмечает, что чаще всего пилоты не столь наглые. Иногда они за корпоративный счет (привязанная банковская карта к самолету) покупают личные вещи на сумму от 100 до 300 евро ежемесячно. Или, например, иностранные пилоты предпочитают снять номер в дорогом отеле наподобие Ritz Carlton в Москве.
Компании-операторы обычно существенные затраты аргументируют повышенными затратами на техобслуживание борта, горючее или особенности аэропортов. Владельцам они присылают счета или чеки, выставленные чужим самолетам. Управляющий партнер «Перемена-Авиа» Григорий Иоффе отмечает, что огласке такие случаи обычно не придают. Это связано с тонкостью и спецификой бизнеса, небольшим количеством клиентов. А потому чаще всего такие дела регулируют и сглаживают до подачи в суд.
Статусные дебоширы
В 2015 году дебош на борту частного самолета устроил пьяный состоятельный пассажир. Рейс направлялся из Москвы в Ниццу. Пассажир демонстрировал откровенно хамское поведение: приставал к стюардессам, лез к пилотам и отбирал у них штурвал, бранился. Было решено экстренно посадить джет в Праге. На регулярных рейсах такого пассажира просто отдали бы в полицию, однако в бизнес-авиации так не делают. Клиента пришлось успокаивать на земле, чтобы борт смог продолжить путь в место назначения. Хотя операторы рассказывали о случаях, когда пассажиров в алкогольном опьянении оставляли на земле.
Экстравагантное поведение и необъяснимая скупость клиентов частных перелетов перестали удивлять операторов. Среди клиентов в этом отношении выделяются выходцы из России, Украины и Казахстана. Сотрудник одного из операторов рассказывал, что некоторые бизнесмены из Украины, летящие в бизнес-джет, могут не воспользоваться едой или услугами VIP-зала, в целях экономии пары сотен долларов. При этом они даже не посмотрев готовы подписать счет на 50 000 евро за новое кожаное кресло в самолете.
«Клиенты считают, что если ты получил деньги, то всегда обязан решить любой вопрос», — делится Калинин. Таких клиентов совершенно не волнуют правила и нормы в деловой авиации. Они считают, что все обязаны подстраиваться под них. Простой пример: 12 часов — время, больше которого пилот не может лететь с учетом дороги до аэропорта. А частный состоятельный клиент уведомляет об опоздании на пару часов и хочет провести бизнес-встречу в аэропорту. Такие случаи решаются в частном порядке с пилотом.
Воздушные замки
В 2016 году произошел такой случай. На имейл работника компании My Sky прилетело письмо, где представитель британского оператора предлагал дать взятку в 300 000 фунтов в обмен на отказ задавать вопросы его компании. Эта компания обслуживала 2 частных самолета клиентов My Sky. Разумеется, владельцы самолетов тут же отказались от услуг этого оператора. Как результат — компания признала себя банкротом. Оказалось, сотрудники этого оператора выставляли поддельные счета и имела годовые долги перед поставщиками.
На рынке деловой авиации никто не хочет придавать такие случаи огласке. Например, медийные агентства умолчали о банкротстве оператора Ocean Sky, куда инвестировал Тимур Сардаров, сын президента Южно-Уральской промышленной компании Рашида Сардарова. И это странно, ведь компания агентировала больше сотни российских клиентов, в числе которых были и миллиардеры, и чиновники.
Компания Ocean Sky была создана в 2003 году. Это время взрыва в сфере: рынок был не освоен, владельцы самолетов готовы были оплачивать обслуживание своих бортов по 10 млн долларов ежегодно. Оборот компании составлял более 100 млн долларов. Однако в 2014 году компания признала себя банкротом. Отчетность Ocean Sky UK показала долги за услуги клиентов на сумму 500 000 фунтов, в то время как сами клиенты потеряли около 800 000 фунтов. Кредиторами компании были большие авиационные компании и аэропорты по всему миру. Со слов Калинина, клиенты недобросовестной компании были вынуждены оплатить счета дважды.
Осенью 2017 года банкротом стала компания Zetta Jet. Это быстрорастущий чартерный оператор в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Флот составляли такие самолеты, как Bombardier Global и Challenger. Обязательства компании оценивались в сумму от 50 до 100 млн долларов. Джеффри Кэссиди, директору компании, предъявили обвинения в краже 20–30 млн долларов из бюджета компании. За деньги клиентов компании тот покупал дома, дорогие автомобили и яхты, а также летал на самолетах компании. Кэссиди был уволен в августе 2017 года.
Дорогая «внучка»
Терминал Внуково-3 в аэропорту Внуково обслуживает 75% всех частных рейсов в Московском регионе. Большая часть аэропорта (чуть меньше 75%) принадлежит депутату и миллиардеру Госдумы Андрею Скочу и его младшему партнеру Виталию Ванцеву. Скоч занимает 17 строчку богатейших людей России по версии Форбс. Конечно, на бумаге чиновнику ничего не принадлежит, активы записаны на отца — Владимира Скоча.
Андрей Скоч — старый компаньон и партнер Алишера Усманова, который занимает 5 строчку в рейтинге Форбс. Усманов держит в собственности крупнейший частный самолет Москвы — Airbus A340. Для этого дома с крыльями во Внуково выделен отдельный огромный ангар. Из именитых богачей во Внуково обслуживается и Роман Аркадьевич Абрамович (12 строка по версии Forbes), а точнее его самолеты.
Примечательно, что услуги во Внуково стоят порядком выше, чем в аэропортах Европы. Разовое наземное обслуживание самолета Embraer Legacy 600 во Внуково-3 составит 2500 евро без учета стоянки, топлива, питания и размещения в VIP-зале. Для сравнения аналогичная услуга в лондонском Лутоне обойдется в 2000 евро, а на Лазурном берегу в Ницце — 1000 евро. Статистика My Sky показывает, что в среднем цена на обслуживание Bombardier Global 6000 за разовый рейс в 2 раза дороже, чем в Домодедово.
Ким отмечает, что в счета за базовое обслуживание во Внуково-3 включают дорогие пункты. Например, оплату представителя компании (representation) или услуги связи (communication). В итоговом инвойсе обслуживание бизнес-джета массой 45 тонн будет колебаться от 6 до 12 тысяч евро без учета заправки. «Стоимость 24-часовой парковки за первые сутки во Внуково может быть в 3 раза выше, чем в Ницце, для одного и того же типа самолета», — рассказывает Ким.
С топливом на ТЗК «Внуково» обстоят дела похожим образом. В действительности цена за заправку во Внуково на 25% выше, чем в Домодедово. Разница достигает 200 евро за тонну, отмечают в My Sky. В некоторые модели Bombardier вмещается больше 6 тонн, а Embraer Legacy — 8.
«Бороться с наценками на топливо в аэропортах сложно, но мы их видим. Клиенты в одном и том же аэропорту почти одновременно заливали одинаковое топливо: двум бортам заправили по одной цене, а двум другим — по другой», — делится Ким. Со слов Кима, Внуково страхует себя от отказа пользоваться определенными услугами. Например, не заказал базовые услуги и заправку — могут не предоставить тягач м транспорт сопровождения. При этом инфраструктура для деловых самолетов в других аэропортах Москвы развита меньше. А потому собственники Внуково могут определять стоимость услуг в своем аэропорту.
Если смотреть на альтернативные варианты, то тут крупнейший игрок — Шереметьево, где можно сэкономить 15–20%. Но акцентируется там все же на регулярные рейсы, а не на частные. Из недостатков также можно отметить нехватку парковочных мест. В аэропорты Домодедово и Остафьево клиенты не хотят обращаться из-за удаленного расположения.
Статья подготовлена по материалам Forbes.