Закончилось всё
После 21 сентября российская бизнес-авиация столкнулась с лавинообразным спросом; по разным оценкам он вырос в 20-50 раз после объявления частичной мобилизации. Около недели брокерское сообщество буквально ночевало в офисах, круглосуточно организуя рейсы. При этом количество самих брокеров, операторов и, главное, самолетов осталось прежним. Новая проверка на прочность опять показала – по сервису и профессионализму российское сообщество бизнес-авиации давно стало стандартом международного уровня.
По воспоминаниям брокеров, билеты на регулярные рейсы закончились довольно скоро, и пассажиры ринулись в бизнес-авиацию.
«И все бы ничего, но после февраля 2022 количество самолетов, доступных российским пассажирам, очень сократилось. Полетное время увеличилось, а цены возросли до небес», – вспоминают в брокерской компании Jet24Ops Cyprus.
Ежедневно брокер получал тысячи заявок, каждая из которых была обработана. Однако и свободные чартерные самолеты тоже закончились стремительно. Ввиду их нехватки в ход пошла корпоративная авиация. Например, запустили чартеры на больших пассажирских самолетах, билеты на которые продавались за считанные часы.
Ереван, Стамбул, Минск, Ташкент, Дубай стали самыми популярными направлениями для желающих улететь в период с 21 по 30 сентября. По оценкам участников рынка спрос настолько толкал вверх ценообразование, что оно фактически улетело в стратосферу. Так, покресельный перелет на бизнес-джете Legacy 650, который до февраля 2022 года обходился в 3500 EUR, в конце сентября колебался в пределах 15 000 – 20 000 EUR.
К 30 сентября ажиотаж стал спадать, на рынке начали появляться доступные чартеры, работа брокерского сообщества стала возвращаться в привычный график. Примечательно, что брокеры обрабатывали абсолютно все заявки (в день их количество могло достигать 500-1000 на одну компанию), при этом большинство клиентов отсеивалось, а улетало десятки.
Уже проходили
Подобный подход всегда отличал отечественную отрасль, с каким бы вызовом она не сталкивалась. А за последние два с половиной года, вызовов хватало. Вначале была пандемия и толпы пассажиров, летящих через закрывающиеся границы домой. Тогда ситуация менялась ежедневно, и большинство брокеров и операторов стали для клиентов настоящими проводниками в хаосе ограничений. Многие взяли за правило готовить для пассажиров брифинги с актуальной информацией по закрытым и открытым странам, списками одобренных вакцин, сроками ПЦР-тестов. Это был настоящий вызов отрасли; каждый брокер оперировал колоссальным и объемами информации, которая ежедневно устаревала и обновлялась.
В феврале 2022 года рынок бизнес-авиации вновь перешел в экстренный режим работы. Помимо очевидных ограничений на полеты в страны Европы, сообщество столкнулся с более глубокой проблемой – отсутствием бизнес-джетов. И вновь решение было найдено – стыковочные рейсы на самолетах дружественных стран и в дружественных странах.
Без сомнения, мы присутствуем при исторической трансформации рынка: он сжимается, деформируется, улучшается, но главное он продолжает существовать и со свойственной ему гибкостью адаптироваться к любым проверкам на прочность.